или Как можно управлять творческим состоянием
Камерным концертом-презентацией студии французской культуры и стиля встретил своих гостей КЦ «Диалог» в минувшие выходные. На фоне сложностей с пересечением границ и вынужденной разобщённости общества вечер «Личное сообщение», организованный поэтессой Олей АРБАТ, получился трогательным и душевным: юные участники студии читали стихи и пели песни, их наставница презентовала собственные произведения, написанные в прошлом году.
О том, как устроена студия и чем живёт, Оля рассказала журналисту «НВ».
— Студия французской культуры и стиля — это что?
— Как всё началось, сложно сказать, но четыре года назад в ноябре у нас был первый спектакль «Репка» (Lenavet). Под студией я подразумеваю систематические занятия с детьми, где мы читаем вслух, смотрим кино, мультфильмы, рисуем, пишем стихи, учим французские стихи и песни. Меня сложно назвать переводчиком или педагогом, скорее меня можно отнести — и такая профессия существует — к тренерам творческих состояний. Когда ты не просто пишешь стихи в горячке, как это случается у поэтов, когда почти в ста процентах случаев поэзия выходит из-под пера на фоне личных катастроф и несчастий. Так вот, чтобы всё это не превращалось только в арт-терапию, этими состояниями можно управлять и писать стихи, в том числе из состояния благополучия и света. Можно сказать, что наш постоянный состав — это шесть человек, есть ещё «нестабильные» участники. Мы практикуем камерные театральные постановки.
— И что в нынешней повестке дня?
— На ближайшем занятии мы будем изучать творчество французской детской писательницы русского происхождения Софи де Сегюр, которая невероятно популярна в Европе до сих пор. Это интересно, потому что в XIX веке акценты в воспитании были совсем другие. Если кто-то захочет присоединиться к нашим занятиям, то это — бесплатно. Всё, что мы изучаем, мы записываем в виде коротких лекций, которые я планирую выложить в открытый доступ.
— Вы существуете сами по себе или участвуете в каких-то грантах?
— Мне для развития студии не нужны никакие гранты, финансирование, специальные помещения, всё это можно делать в обычных, домашних условиях. В поддержку студии на нашем вечере я решила прочесть стихи, потому что люди должны увидеть, стоит ли вообще доверять этому человеку, может, он — дурак какой или проходимец. А в стихах, как мне кажется, хорошо видно человеческую суть. Что касается студии, то на занятиях я пользуюсь медиатекой Французского института в Санкт-Петербурге. У них — прекрасный детский фонд. В феврале снова поеду за книжками.
— В нынешнем «изменившемся мире» вечерние публичные чтения стихов, домашние постановки актуальны?
— Мир не изменился. Но боли стало больше. Её нужно озвучивать, касаться друг друга — и может полегчать. Фактические границы закрыты — мы не можем изучать наглядно культуру и географию других стран. Поэтому настал черёд путешествий «здесь и сейчас».