Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Биенье раненых сердец

Портрет Н.А. Некрасова. Художник Н.Н. Ге, 1872 г.

К 200-летию Фёдора Достоевского и Николая Некрасова

В Чудовском филиале Новгородского музея-заповедника открылась выставка, посвящённая жизни и творчеству двух великих русских писателей.

Кто-то из великих сказал о трёх вершинах культуры — античности, европейском Возрождении и русской литературе XIX века. Изумительное было время для отечественной словесности: Тургенев, Достоевский, Лев Толстой, Гончаров, Александр Островский, Герцен, Белинский, Некрасов... Это были люди одного поколения, зачастую знакомые лично. И уж тем более с творчеством и воззрениями своих современников. Сугубо хронологически ближе всех Достоевский и Некрасов — между ними всего месяц. Старше Достоевский.

Примерно в одно время случилось и то, что накрепко связало имена Николая Алексеевича и Фёдора Михайловича с Новгородчиной. В 1871 году Некрасов купил усадьбу Чудовская Лука. На следующий год Достоевский поселился в Старой Руссе, приобретя там дом.

Но сближают и разделяют людей выдающихся обычно не даты. И не место жительства. К слову, писатели ни разу не были друг у друга в гостях — в Чудове или в Руссе. Перекрёстком для их встреч, довольно редких, был Санкт-Петербург, чей мрачный колорит каждым из них воспет.

Думая о вас

Наталья АШИМБАЕВА, известный литературовед и достоевист, директор мемориально-литературного Дома-музея Ф.М. Достоевского, на презентации выставки в Чудове услышала «некрасовскую ноту». Всё же не зря Школа искусств им. В.А. Серовой входит в число 50 лучших детских школ искусств России.

— Николай Алексеевич музыку народную любил, — заметила Наталья Туймебаевна. — И Фёдор Михайлович тоже. Он даже дружил с потрясающим собирателем фольклора Тертием Ивановичем Филипповым.

— В жизни Достоевского Некрасов был фигурой первого ряда, — продолжила она, перейдя непосредственно к теме выставки. — Некрасов в чём-то конгениален Достоевскому. Фёдор Михайлович в «Дневнике писателя» говорит о нём как о человеке, выразившем эпоху, в которой жил. Он называл Некрасова «страстным к страданию». И в этом поэт, конечно, был близок самому Достоевскому.

Их отношения, можно сказать, начались на высокой ноте. 1846 год. Обоим нет ещё и 25. Некрасов уже издаёт «Петербургский сборник». И там выходит в свет дебютный роман Достоевского «Бедные люди». Ещё до публикации, впервые прочтя роман, Некрасов понёс его Белинскому, возгласив знаменитому критику: «Новый Гоголь явился!».

Портрет Ф.М. Достоевского. Художник В.Г. Перов, 1872 г.

По совпадению нынешний год является юбилейным не только для Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, но и для музеев, популяризирующих их творчество. 75-летие отметит литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха». Ровно полвека исполняется дому-музею Н.А. Некрасова в Чудове и мемориально-литературному дому-музею Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Наконец, дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе — на пороге своего 40-летия.

Спустя почти 30 лет, в 1875-м, когда Достоевский отдаст роман «Подросток» в «Отечественные записки», Некрасов встретит это произведение так же молодо, искренне и радостно. В письме к жене Достоевский напишет, как Некрасов пришёл, «чтобы выразить свой восторг по прочтении конца первой части».

А между этих дат? По-разному. Вот повесть «Село Степанчиково и его обитатели» Некрасов не взял. А Достоевский очень рассчитывал на опубликование. С этой повестью он возвращался в русскую литературу после десятилетия забвения, когда за участие в кружке Петрашевского был наказан каторгой и ссылкой. Едва ли тяготевшего к революционной демократии Некрасова могло смутить каторжное прошлое «собрата по перу».

— Его отказ объясним прежде всего соображениями, что повесть не будет иметь успеха у читателей, — полагает Наталья Ашимбаева. — Но тогда между ними пролегла складка, как назовёт это Фёдор Михайлович.

Складка — не шрам, так ведь? Ни журнальная полемика, ни публикация такой политизированной вещи, как роман «Бесы» (1871 год, «Русский вестник» Каткова), — что это, как не пощёчина либерализму? — к разрыву не вели. Не кто иной, как Достоевский, узнав о кончине Некрасова, будет всю ночь читать его стихи. На похоронах он скажет, что это «было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживавшая paнa его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии».

Он будет вспоминать... Как однажды, отдавая ему томик своих стихов, Некрасов указал на стихотворение «Несчастные»: «Я тут об вас думал, когда писал это». О несчастном каторжнике.

Достоевский часто цитировал Некрасова, брал его стихи в качестве эпиграфа. Например, к «Запискам из подполья»:

Когда из мрака заблужденья

Горячим словом убежденья

Я душу падшую извлёк,

И, вся полна глубокой муки,

Ты прокляла, ломая руки,

Тебя опутавший порок…

Правда, критик усматривает тут пародийный мотив. Если что, то и Некрасов это умел. Таков герой его незавершённого произведения — писатель Глажиевский или...

При этом Достоевский очень высоко ценил стихотворение «Влас», считая его выражением русской души, характера, способного к падению и к покаянию:

Роздал Влас своё имение,

Сам остался бос и гол

И сбирать на построение

Храма божьего пошёл.

В романе «Преступление и наказание» сон Раскольникова о лошади, которую озверевший мужик в упоении жестокостью бьёт по плачущим кротким глазам, навеян некрасовским стихом.

Во многой мудрости...

Достоевский же дал ответ на обвинение в лицемерии, которое нередко адресуется вослед Некрасову. Ещё Скабичевский, либеральный критик и историк XIX века, сформулировал: «Помилуйте, певец народного горя, — и вдруг (…) сладко ел и пил, играл в карты...». А Достоевский задаётся вопросом: «... что мы знаем о внутренней борьбе его со своим демоном, борьбе несомненно мучительной и всю жизнь продолжавшейся?».

Играл, кстати, и Достоевский. Причём крайне неудачно. Известно, что роман «Игрок» он писал, чтобы расплатиться по карточным векселям. Некрасов же был известен тем, что никогда не проигрывал. Вот ещё одно несхождение.

Сказано: кто из вас без греха... Судить великих — милое человечье занятие. Глядишь, так и сам уже не игроман и чей-то любовник, а как... Ну, вы поняли.

А есть ли без конфликта хороший сюжет? А без внутреннего конфликта великая литература? За всё приходится платить. Талантом, душой и сердцем раненым своим.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, генеральный директор НГОМЗ:

— Для нас 2021-й — год златоглавый. Сразу два таких замечательных юбилея. Несколько лет назад мы вошли в ассоциацию литературных музеев. И поэтому так здорово получилось, что в Чудове в эти дни проходит выставка, соединившая в один рассказ жизнь и творчество Достоевского и Некрасова. А в Москве в Пушкинском музее недавно была открыта выставка нашего новгородского мастера, заслуженного художника России Бориса Непомнящего, где представлены иллюстрации к роману «Братья Карамазовы». Год, знаковый для нашей литературы, по сути, ещё только начался, и в рамках межмузейного сотрудничества нас ждёт ещё много интересного.

*   *   *

Выставка «Достоевский и Некрасов: собратья по перу. 1821–2021. К 200-летнему юбилею писателей» — о схождениях и расхождениях, пересечениях и параллелях. В научно-культурном центре при доме-музее поэта представлены копии фотографических, живописных, графических портретов литераторов, иллюстрации к их произведениям, фрагменты рукописей, а также подлинные издания XIX века: журналы и альманахи, романы «Преступление и наказание», «Подросток», сборник «Последние песни» и собрание сочинений Некрасова в трёх книгах. Экспозиция создана творческой группой литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Петербурге при участии Всероссийского музея А.С, Пушкина и музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха». Ознакомиться с нею в Чудове можно будет до 2 апреля. Затем странствующая выставка отправится в Ярославскую область, откуда вернётся в Санкт-Петербург.