Суббота, 23 ноября 2024

Василий Дубовский

Крымская весна

«На краю» — таким увидела Крым в 2009 году Валентина Пепеляева.

Завтра в Музее художественной культуры Новгородской земли откроются две выставки «А.В. Суворов — сын своего Отечества» и «Путешествуя по Крыму»

Суворовская тема представлена работами художника-фронтовика Сергея Соколова. В известном смысле она была близка Сергею Михайловичу уже тем, что он родом из Боровичей, а это, как мы знаем, суворовские места. Наш выдающийся полководец, назначенный в 1778 году командующим русскими войсками в Крыму и на Кубани, сыграл заметную роль в судьбе полуострова. Екатерина II назовёт Крым «жемчужиной в короне Российской империи».

Как истинная драгоценность он фатально притягателен. К тому же камешек так заманчиво брошен в море. Кто помнит, сколько там было войн?

У художника не сражение, а пленэр, не оружие, а этюдник. С его помощью он может захватить немалые пространства вод и гор, дерев и крыш. И даже унести это с собой. А Крым останется, где был.

В таком вот творческом набеге (и не единожды) бывала там и Валентина ПЕПЕЛЯЕВА. На выставке «Путешествуя по Крыму» представлены четыре её картины.

— Как удивительно порою выстраиваются обстоятельства, — рассказывает она. — Ты творишь, а спустя время вдруг понимаешь, что всё это было какое-то одно предчувствие. Картину, которая называется «На краю», я рисовала в 2009 году. Корабли — почему военные, а не парусники? Большая груша как неправильная форма земного шара, и это растрескавшаяся земля. И действительно «На краю». Ведь край — это Украина. Я сама родом оттуда, детство и юность прошли в Харькове. В Новгороде живу с 1993-го.

— Что привело вас сюда?

— Если в двух словах — город звал. Когда училась, мы приезжали в Новгород на пленэры. И тогда у меня возникла влюблённость. Хотя я сама из миллионника, мне нравятся маленькие города. А тут ещё такая история! И, наверное, моё — это всё-таки не юг, а север.

— Быть «На краю» — ещё не значит упасть.

— Что-то надломилось, треснуло. Это прежде всего переживание. Но и надежда тоже. Для меня очень важно, чтобы была надежда.

— На что именно вы надеетесь?

— Я скажу, чего бы мне хотелось. Чтобы мои картины навевали не вражду, а любовь. У меня есть картина «После бури» — лирический символизм, как я это называю. Крымская деревня на голубом фоне, ангел летящий, надломленная ветка... Когда я это писала, то думала об Украине, о родственниках и друзьях, о разделённости между нами.

«Крымские дни» в залах музея в Десятинном монастыре продлятся с 18 по 28 марта.

— Чувства ребёнка из распавшейся семьи?

— Мы всё равно родня: Россия, Украина и Белоруссия. Я росла в семье военного. И, между прочим, потому имела право не учить украинский. Странное правило, как мне кажется. Но я учила, участвовала в олимпиадах, читала книги на мове. Мне нравился этот лиричный, песенный язык. Не понимаю, как можно превращать его в орудие насилия? Для меня оба языка — это моё. Это не делится. И Крым. Он всегда был наш. И когда был украинским. Как сделать, чтобы он всегда был территорией нашего единения? Ялта, Евпатория, Гурзуф... Удивительные пейзажи, источник вечного вдохновения, рай для художника. Я — обычный мирный человек. Очень хочу, чтобы мы опять были семьёй, ездили друг к другу в гости.