Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

В образе ушедшего века

Татьяна Васильева (в центре) в окружении своих работ.

Фото: из архива Татьяны Васильевой

Костюмер из Старой Руссы Татьяна Васильева может всё, в том числе из ничего сшить наряд королевы

Когда актёры старорусского народного театра «Диалог» устраивают променад по улицам города в одеждах зажиточных мещан и дворян ХIХ века, это всегда вызывает восторг у жителей и туристов. Делают они это, правда, нечасто. А только во время культурных мероприятий, чтобы подчеркнуть, что Старая Русса — город великого писателя Фёдора Достоевского.

Наряды из прошлого

Главная роль в таком театрализованном действии отводится — да простит меня труппа — нарядам. Их автор — костюмер Молодёжного культурного центра Татьяна ВАСИЛЬЕВА, очень скромная женщина, которая любит подчёркивать: «Это артисты — на сцене, а я — за ней. Тщеславием не обладаю».

По её словам, костюмер должен уметь делать всё — придумать фасон, набросать эскиз, найти подходящий, желательно недорогой материал, сшить, а потом заботиться о сохранении и ремонте сценической одежды. Помощников у Татьяны Анатольевны никогда за 27 лет, что она трудится в Центре, не было.

— Сколько было сшито костюмов для творческих коллективов, мне сложно сказать. 100 с лишним — это точно, — рассказывает она. — Предпочитаю шить так, чтобы изделие было посвободнее. Тогда его хватит на несколько поколений артистов.

Она из тех, кто не спрашивает, как выполнить задание, а берёт и делает его. Конечно, это было испытание, когда в прошлом году по проекту «Новгородика» за короткий срок нужно было создать 10 новых нарядов в стилистике ХIХ века. «У меня в отличие от Золушки мышек и птичек не было», — шутит мастер. Но она, судя по восторгам людей на улице, справилась с поставленной задачей.

— Если не станут отвлекать, то на одно подобное платье у меня уходит примерно неделя. Самым сложным оказалось сшить мужские шляпы, — призналась Васильева. — Идеи подсматривала в Интернете. Прикидывала, кому из актёров какой подойдёт образ. Советовалась с ними.

К слову, женщин в жёсткие корсеты Васильева не упаковывала. Подобный элемент женского гардероба обошёлся бы в копеечку, а она старалась подходить к тратам разумно. Кроме того, выяснилось, что с помощью современных тканей, в которых есть синтетические волокна, не всегда удаётся сделать наряд из прошлого.

— Вещь из натуральных тканей со временем всегда усаживается. Обратите внимание на лайковую перчатку из Музея Достоевского, какая она маленькая по размеру, — делится своими наблюдениями костюмер. — Мне достаточно потрогать тряпочку, чтобы понять, где и как её можно применить.

Когда б вы знали, из какого сора…

Татьяна Анатольевна окончила швейное училище в Старой Руссе, продолжила обучение по специальности в Ленинграде, где получила профессию закройщика верхней мужской одежды. Благодаря ей смогла поработать в ГДР, в воинской части в Магдебурге, где для офицеров шила шинели, кители, брюки. Но после учёбы, длительной командировки всегда возвращалась в родной город.

— После училища я решила пройти практику в сельской местности, а именно в Поддорье. В те годы там действовало ателье. Рассудила, что его мастера меня большему научат, чем специалисты крупных городских фабрик по пошиву одежды, потому что будут более открыты. Предлагали мне остаться в Ленинграде, но мне казалось, что как профессионал я скорее могу состояться в маленьком городе. Теперь немного жалею, что отказалась.

В 1990-е пережила ситуацию, что случилась тогда со многими. Ателье, где работала Татьяна Васильева, закрылось, и ей пришлось искать новое место. Почти месяц трудилась на хлебокомбинате, но поняла — это не её, даже запах свежеиспечённого хлеба не переносила. Единственное дело, которое Татьяна Анатольевна считает своим призванием, — шить. А самый жёсткий критик её работ — она сама:

— Мне мои готовые наряды редко нравятся. Когда их крою, шью, присутствуют запал, энергия. А потом, видимо, устаю от изделий. Только спустя время могу принять свою работу — вроде нормально получилось.

Помещение мастерской уставлено множеством пакетов с лоскутами, остатками тканей, со старыми сценическими костюмами. Многие говорят ей: мол, надо очистить пространство от тканевого хлама. Васильева не соглашается — из него много чего полезного можно ещё сделать. Например, на последний новогодний спектакль из полотна заднего фонового занавеса сцены, который несколько лет берегла в своей каморке, сшила наряд Снежной королевы. Никто и не догадался, откуда такая красота взялась.