Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

В начале был образ

«Не стоит думать, что литератор — это человек, который «рисует» только словами».

Фото: НГОМЗ

Зачем Достоевский рисовал своих героев?

В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Рисунки в рукописях Ф.М. Достоевского». На ней представлено более тридцати планшетов с фотографиями страниц из записных тетрадей классика русской литературы с его рисунками и набросками к романам «Братья Карамазовы», «Бесы», «Преступление и наказание».

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя. И весь 2021 год проходит под знаком этого юбилея. Выставка как очередное событие в данном ряду интересна тем, что предлагает нам взглянуть на творчество Достоевского под углом зрения, несколько непривычным для широкой публики.

— Не стоит думать, что литератор — это человек, который «рисует» только словами, — говорит доктор филологических наук, автор книги «Рисунки и каллиграфия Достоевского», составитель выставки в НГОМЗ Константин БАРШТ. — И дело тут не только и не столько в разносторонности его дарования. Да, Лермонтов по сути был профессиональным художником, создавал живописные полотна. А вот Пушкин предварял словесный портрет рисунками и эскизами. И так же — Достоевский, который по образованию был архитектором, окончил Главное инженерное училище. И это, конечно, предполагает наличие у него определённых способностей и умений. Но в студенчестве он не любил рисовать! Делал это по необходимости, на трудности в освоении этого искусства жаловался в письмах отцу и брату. Почему же он обращается к рисунку, став литератором? Сам процесс графического определения лица помогает проявить и освоить художественную мысль. Ту же роль имеет и каллиграфия, которая также преподавалась в училище. И Достоевский осмысливает характеры своих героев, применяя различные стили каллиграфической прописи. Не случайно в романе «Идиот» князь Мышкин философствует относительно каллиграфии, утверждая, что за почерком скрывается характер. Для Достоевского это автобиографическая запись.

Попросту говоря, когда писатель, к примеру, нарисует лицо Раскольникова, то его персонаж начинает жить своей отдельной жизнью. Так работает творческая идея, создаётся сюжет произведения.

И как самому писателю изобразительный ряд помогал творить, так нам, сегодняшним, выставка «Рисунки в рукописях Ф.М. Достоевского» (портреты, каллиграфические прописи, «готические» архитектурные зарисовки) поможет лучше понять мир образов и идей, в котором он жил и который отображал в своих бессмертных романах.