Вторник, 05 ноября 2024

Редакция

Куклы в чёрном

Петербургская художница работает над новым спектаклем «БезДомного театра», который покажут и в Великом Новгороде

В конце мая новый проект «БезДомный театр», живущий на два города — Великий Новгород и Санкт-Петербург, ушёл на традиционные для театров каникулы. Однако об отдыхе речь не идёт. Сейчас к премьерам готовятся сразу три проекта. Все они представлены в различных техниках современного театра. Спектакли ставит хорошо известный новгородцам режиссёр Алексей Бурьяк. «НВ» планируют рассказывать о каждом из спектаклей отдельно. А первым «знакомством» станет разговор с петербургской художницей Ариной ВЛАДИМИРСКОЙ, выпускницей факультета театра кукол Российского государственного института сценических искусств. Недавно в социальных сетях театра и Instagram Арины были опубликованы эскизы декораций и кукол к спектаклю «Чёрный человек» по поэме Сергея Есенина. Газете Арина рассказала об отношениях с куклами, чёрным цветом и творчеством «крестьянского поэта».

— Арина, художник театра кукол — это всегда больше, чем художник и даже сценограф. Почему выбор пал именно на эту профессию?

— Тут всё просто. В художественной школе я не только рисовала, но и занималась авторской куклой и всегда любила ходить в театр. В старших классах думала, как же это объединить и куда пойти учиться. И тогда узнала о существовании такой профессии, как художник театра кукол.

— Кто в театральном мире вас сейчас вдохновляет?

— Наверное, больше всего меня вдохновляют люди приблизительно моего возраста, карьера которых еще не достигла своего пика. Я смотрю, как молодые режиссеры, художники делают что-то интересное, то, за что цепляется глаз. И это меня трогает. Мне нравится ходить на спектакли к друзьям или просто знакомым, видеть, что у них что-то получается.

— Как восприняли предложение Алексея Бурьяка поработать над новым спектаклем «БезДомного театра»?

— Каждый раз, когда режиссер предлагает мне работать над каким-либо спектаклем, я радуюсь, что все идет своим чередом и за одной постановкой следует другая. Но в этом случае я была еще и в предвкушении работы над интересным материалом.

— У вас есть какое-то особенное, личное отношение к поэзии русского модерна, к творчеству Сергея Есенина?

— Мне очень нравится, как в то время люди искусства старались делать что-то новое, искали какие-то оригинальные выразительные средства. Мне кажется, это всегда актуально, особенно сейчас, когда нетипичное быстро становится типичным, и уже не разобрать, кто же это придумал.

Кукла Есенина — портретная, но она не должна быть точной копией поэта. Поэтому с ней было сложно работать. Петербург для Арины — связь физического пространства с чем-то фантастическим.Фото из архива проекта «БезДомный театр»

— Первые эскизы сценографии спектакля новгородские зрители видели на презентации «БезДомного театра» в конце этого творческого сезона в культурном центре «Диалог». На них, в черноте кабинета, куда почти не проникает свет, проступает петербургская перспектива, видится одиночество незаурядного поэта, находящегося на грани безумия. В новых эскизах появились и куклы. Но черный цвет остался в приоритете.

— Это мой любимый цвет, но я еще не ставила спектаклей, где он взят за основу. Здорово, что появилась такая возможность. Готовые эскизы по цветовой гамме выглядят так, что мне хочется постоянно их пересматривать. Наш спектакль состоит из этюдов, и в каждом из них — свой ключевой цвет, который в сочетании с черным помогает создать нужную атмосферу.

— Существует много легенд об отношениях мастера и куклы. Есть ли у вас какая-то мистическая связь со своими творениями, любимцы или, наоборот, дерзкие и непокорные персонажи, которые не просто обретали, еще обретают свою визуальную форму?

— Связь, конечно, есть. Правда, не знаю, насколько она мистическая. За время создания куклы к ней очень сильно привязываешься, даже если в процессе она была непокорной. Так, кстати, было с главным героем спектакля. Поскольку это — портретная кукла, но она не должна быть точной копией Сергея Есенина, с ней было сложно работать. А самой любимой куклой для меня, наверное, стала собака из «Песни о собаке». Я как-то сразу ее придумала, сразу нарисовала именно так, как хотела, а потом и воплотила в материале. Я по ней даже буду скучать. Придется чаще ходить на спектакль.

Премьера «Чёрного Человека» от «БезДомного театра» запланирована на осень этого года. Дебютные показы новой постановки могут пройти или в Санкт-Петербурге, или в Великом Новгороде. Какой из городов первым примет эту работу, пока остаЁтся интригой.

— Уже можно приоткрыть чёрную завесу — какие системы кукол и объекты будут использованы в спектакле?

— Из традиционных в спектакле будут планшетные и марионетки. Мы вводим еще и теневых кукол. Кроме того, будут куклы, у которых, наверное, нет названия. Например, жеребенок, сделанный из перчатки. По системе управления он не верховой, как Петрушка, а, наоборот, низовой. То есть рука актера не поднята над ширмой, а опущена на планшет. Еще будет высокий Черный Человек, подвешенный за трос к потолку. Его руками будут управлять актеры.

— В эскизах возникает образ реального Петербурга. Что этот город значит для вас? Чего в нем больше — физического пространства или потустороннего, фантастического?

— Петербург для меня значит еще больше, чем черный цвет. В нем неразрывно связано физическое пространство с чем-то фантастическим. Это прозвучит банально, но для меня этот город очень живой и общительный.

— Что уже есть в вашей творческой копилке: где и какие спектакли с вашим участием можно посмотреть?

— Мой первый спектакль — «Мышонок ищет счастье» в Малом театре кукол в Санкт-Петербурге. Еще в Петербурге можно было увидеть студенческий спектакль по роману Диккенса «Большие надежды». Но актерский курс выпустился в этом году, и спектакль больше идти не будет. В Нижнем Новгороде в театре «На Счастливой» идет спектакль «Жили-были. Репка». Я готова поставить еще не один спектакль, в котором будет участвовать Петербург. Мне уже давно не дает покоя «Сказка про тараканчиков» украинского певца Вени Д’ркина. Это такая трогательная история о том, что раньше тараканы были белыми и пушистыми, но потом из-за рокового стечения обстоятельств стали противными, и все перестали их любить. А вообще, мне нравится работать над разными материалами, в любой теме можно найти что-то интересное. Я бы даже сказала, чем неожиданней материал, предложенный режиссером, тем лучше.

Подготовил Сергей Козлов