В Чудовском доме-музее поэта открылась выставка «От первого лица»
«Вновь я посетил тот уголок земли...» — как тут не вспомнить Пушкина, пусть и в гостях у Некрасова в Чудовской Луке. Ведь выставку привёз сюда Всероссийский музей А.С. Пушкина опять же во главе с директором Сергеем НЕКРАСОВЫМ.
Действительно — вновь. Ведь не далее как в марте здесь же презентовали выставку, приоткрывающую дверцу во взаимоотношения великих двухсотлетних юбиляров этого года — Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова. И тогда тоже были приветственные слова главы Чудовского района Николая Хатунцева, стихи местной поэтессы Галины Горелой и музыкальные номера в исполнении юных дарований Школы искусств имени В.А. Серовой.
Всё мило, по-домашнему, как это бывает в провинциальных музеях. И вместе с тем возвышенно. Телеоператор, какой молодец, аккуратно пробираясь на нужную позицию, говорит вам: «Позвольте!».
Но есть и перемены. Дорожки, газоны, пруд, уютный домик для сотрудников. В общем, Новгородским музеем-заповедником немало сделано для преображения своего филиала.
Выставка «Н.А. Некрасов. От первого лица» знакомит с портретами поэта и изданиями его произведений из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина. Это литография Петра Бореля с известной фотографии Андрея Деньера 1865 года, гравюра неизвестного автора с фотографии Сергея Левицкого (1877), гравюра Ивана Пожалостина, сделанная со знаменитого портрета работы Ивана Крамского (1878). Представлены также скульптурные портреты XX столетия: бронзовый барельеф, выполненный Александром Улиным (1922), бюст работы Леонида Эйдлина (1954), пластина из папье-маше с портретом поэта, созданная палешанином Николаем Правдиным (1954). Из печатных изданий экспонируются тома полного собрания стихотворений, вышедшего в издательстве Алексея Суворина в 1895–1899 годах, и собрания сочинений и издания отдельных произведений, опубликованные в ХХ веке. Представлены также планшеты с видеорядом из экспонатов Мемориального музея-квартиры Н.А. Некрасова в Петербурге и цитатами из документов, писем, воспоминаний современников о поэте. Выставка будет работать по 30 августа.
— Очень рад, что наконец-то мы смогли возобновить сотрудничество, — начал Сергей НЕКРАСОВ, — и после двухлетнего перерыва мы снова здесь, пробив этот ковидный барьер.
Надо сказать, Сергей Михайлович — нередкий гость на чудовской земле. Поскольку некрасовские места ему дороги. А также и державинские. Не раз бывал в Званке — месте, где было имение.
— Поражаешься стечению обстоятельств, — говорил Сергей Некрасов. — Пожалуйста, пример. Один из приятелей Гавриила Романовича построил дом на Литейном, Державин туда вселился. Там он написал прекрасную оду «К Фелице», стал знаменит, потом переехал в другое место. И надо же такому случиться, что спустя полвека в дом на Литейном вселился Некрасов. Вся русская литература там перебывала. Ведь Николай Алексеевич открыл многих литераторов. В том числе из первого ряда отечественной словесности — Достоевского, Толстого. Роль Некрасова в русской литературе огромна и ещё нуждается в серьёзном осмыслении. Он сделал гораздо больше, чем принято думать. У него был редкий талант редактора и издателя, что далеко не всегда соседствует с талантом писателя. Журналистику того периода невозможно представить без Некрасова.
Ныне на Литейном, 36, как известно, находится музей-квартира Некрасова — один из филиалов Всероссийского музея А.С. Пушкина, который, говоря словами его директора, многие годы неустанно думает и о Чудовской Луке.
— Потому что здесь поселилось само вдохновение Николая Алексеевича. Это был страстный человек — поэт, охотник, поклонник женской красоты, любитель карточный игры. Всё это не просто уживалось в нём, а делало его необычайным человеком, одним из самых почитаемых и любимых поэтов. И поговаривали даже, что более значимым для русской литературы, чем сам Пушкин. Но я думаю, что поэзия в частности и культура вообще — не беговая дорожка. Имя Николая Алексеевича Некрасова не могло затеряться, оно ярчайшим образом присутствует в творчестве многих композиторов, художников, кинематографистов.
Сама личность поэта удивительно притягательна. Кто-то его не принимает. Кто-то наоборот возлагает на него гораздо большие обязанности, чем сам поэт брал. Так всегда бывает с великими.
Их и не мерят мелкой меркой. Все говорят: игрок. Но тогда надо добавлять и чего ради. Некрасов, выигрывая колоссальные суммы в Английском клубе, потом на эти деньги издавал «Современник».
— Ему часто везло в карточной игре. Однажды Николай Гаврилович Чернышевский спросил, почему он выигрывает. Некрасов сделал серьёзное лицо и сказал: «Ну, это получается следующим образом. Перед тем как поехать в клуб, я принимаю ванну с ромом и всегда после этого выигрываю». За несколько месяцев до смерти, понимая, что уходит из жизни, Николай Алексеевич написал министру внутренних дел Лорис-Меликову, который на протяжении долгих лет проиграл ему в общей сложности около миллиона, а также отослал письмо министру финансов Абазе, проигравшему примерно столько же. Некрасов счёл необходимым поблагодарить их за то, что они поддержали развитие нашей литературы и журналистики.
— Сергей Михайлович, «дела крестьян по-прежнему плачевны». В Чудове, как вы теперь знаете, проводят поэтические параллели со временами Некрасова. Но если оставить за рамками социальный контекст — «Кому на Руси жить хорошо», чем современен Николай Алексеевич?
— Найти у Некрасова броские цитаты несложно, конечно. Вот, пожалуйста, ещё: «Бывали хуже времена, но не было подлей». Но есть действительно вопросы вечные: жизнь и смерть, любовь и ненависть, честь и бесчестие... И это как раз тоже — тема поэта Некрасова. Перед приездом в Чудово я пролистал томик его стихов. И невольно обратил внимание на одно обстоятельство, надо сказать, поразившее меня: как рано в творчестве поэта проходит тема смерти. Какие острые и проникновенные строки. Была у нас мысль о выставке «Я пишу тебе письмо», посвящённой переписке Некрасова с Авдотьей Панаевой, в которую он был влюблён. Чрезвычайно интересный материал. Люди рождаются, живут, радуются, любят, страдают и умирают, к сожалению. Но сказать об этом так, чтобы всем нам было интересно, чтобы нас это взволновало, — тут большой нужен талант.
— Вы не могли бы вспомнить несколько строк, скажем так, из любимого?
— А можно я назову вам любимое произведение Некрасова? «Генерал Топтыгин»! Как почему? Оно мне с детства нравится.
— Возможно, вас этот вопрос тоже преследует с детства, но тем не менее: неужели вы только однофамилец Николая Алексеевича?
— В таких случаях я отвечаю: нет сил опровергать!
Название «От первого лица» не требует пояснений. Это материал, пропущенный через себя, через борение и горение. Это — сам поэт.
Стоит вспомнить, что к 200-летию Н.А. Некрасова Всероссийский музей А.С. Пушкина в содружестве с Новгородским музеем-заповедником и его Чудовским филиалом уже проводил творческие встречи. Это и выставка произведений поэта в творчестве русских художников, и экспозиция, посвящённая Евгению Максимову — создателю первого музея Некрасова в Петербурге.
И будут новые встречи. Сергей Некрасов сделал закладку на будущее, упомянув о праздновании 225-летия А.С. Пушкина. Сам юбилей, казалось бы, ещё не так скоро — в 2024 году. Но соответствующий указ президентом страны уже подписан. И потом, напомнить о гениальном поэте никогда не лишне. В данном случае речь идёт о выставке, посвящённой журналу «Современник», основанному Пушкиным. Некрасов же, как известно, впоследствии это издание возродил.
— И вот этот путь мы постараемся проследить, — сказал Сергей Михайлович, пообещав в следующем году привезти «журнальную» выставку в Чудово.
Теги: Чудово, Николай Некрасов, музей