Понедельник, 25 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Видеть искусство

Участники проекта попадают в сферу «активных методов обучения».

Фото: vk.com/skola.art.praktika

Представители пяти регионов будут изучать в Великом Новгороде актуальную художественную среду

Масштабный проект, не имеющий аналогов не только на Северо-Западе, но и на территории всей России, на минувшей неделе запустила новгородская Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова.

С нынешнего лета и до осени следующего года в Великом Новгороде будут обучаться 11 арт-смен проекта «Практика искусствовИдения» — это продолжение целенаправленной работы мастерской-музея в сфере художественного образования детей и юношества, организованного в помощь маленьким школам искусств в небольших населённых пунктах.

Как рассказала один из авторов идеи, художник-педагог Светлана АКИФЬЕВА, благодаря победе в конкурсе президентских грантов для НКО проект удалось сделать масштабным. В поле притяжения новгородских художников попали около шестидесяти школ в пяти регионах России: Нижегородской, Ленинградской, Псковской, Тверской и Новгородской областях. Отдельная смена предусмотрена для жителей областного центра. А сам замысел искусствовИдения — умения видеть искусство — зародился из потребности педагогического и ученического сообщества поглубже и со свежим взглядом войти в художественную среду.

— Мы все непрерывно учимся, находимся внутри сферы художественного образования, но порой и нам трудно понять, что такое современное искусство, какие смыслы вкладывали в него классики, что вкладывается сейчас, что актуально для современного зрителя, — рассуждает Светлана. — То есть актуализация наследия и творческого процесса современности — это очень важное направление, которое ускользает в череде будней.

Предполагается, что в ходе проекта каждая арт-смена в Великом Новгороде будет посвящена одному из видов искусства, среди которых не только «классические» — графика, живопись, скульптура, но и такие оригинальные, как, например, пленэр и архитектура.

— Архитектура — это очень привлекательное направление для ребят и сложное для преподавания. Участники проекта попадут в сферу «активных методов обучения». Такую среду создадут педагоги: лекций практически не будет, зато будет много практики в том виде искусства, которому посвящена смена, будет много походов по городским музеям, обсуждений и выводов, — поясняет художник-педагог.

Предложение мастерской-музея Варенцова вызвало большой интерес педагогов и ребят из детских художественных школ и школ искусств: при плановом наборе 100 человек заявки подали около 200 желающих стать участниками «ИскусствовИдения». В итоге заниматься будут 118 человек.

— В своей работе мы делаем акцент на небольшие районные центры и маленькие учебные заведения, которым особенно непросто поддерживать уровень и развиваться. В то же время для обмена культурным опытом приглашаем представителей и крупных учебных заведений из Пскова и Гатчины, например, — поясняет задумку Светлана Акифьева. — С одной стороны, они выступают как маяки. С другой, любая система требует модернизации и свежего взгляда, на что и направлен наш проект.

Аналогичные проекты на территории России найти не так просто. Подобные интенсивы устраиваются разве что на базе сочинского образовательного центра поддержки одарённых детей «Сириус». Однако это принципиально иной уровень подготовки и состав участников. Так что в плане организации художественных практик новгородцев вполне можно назвать первопроходцами.

Помимо знакомства с новгородскими экспозициями участники смен будут тесно общаться с наставниками из Санкт-Петербурга: архитекторами, скульпторами, графиками, живописцами.

Теги: Великий Новгород, культура, Практика искусствовидения, Александр Варенцов