Понедельник, 23 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Ни слова про любовь

Творческие люди впервые объединились в команду в рамках проекта «19I84».

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Коллаборация творческих команд покажет в Великом Новгороде спектакль по мотивам антиутопии Джорджа Оруэлла

Новый спектакль «19|84» по мотивам романа Джорджа Оруэлла покажет в середине октября в Великом Новгороде творческая коллаборация: команда «БезДомного Театра» и перформанс-группа «Омлет для любимой женщины». Коллективы впервые работают вместе. Впрочем, на этом список «впервые» не заканчивается. Премьерой будет официально открыто новое пространство BlackHall на территории новгородского «Треста», впоследствии локация станет принимать и другие проекты.

Свою лепту в рождение «19I84» внесли музыканты Виктория Дариан и Алексей Калинкин, петербургские художники Ксения Ольховская (сценография) и Егор Лавров (мультимедиа) создали пространство тотальной слежки и несвободы, а скульптор по металлу Вячеслав Смирнов дополнил проект эксклюзивными объектами.

О том, с чего началась ожидаемая премьера, как шли репетиции и что в итоге увидит зритель, «НВ» рассказали режиссёры Алексей БУРЬЯК и Яна ЛЕБЕДЕВА.

Почему вы «поселились» в одном из ангаров «Треста»?

А.Б.: В каждом спектакле у нас самое сложное — это найти площадку. Мы же «БезДомный театр», потому и предпочитаем интересные решения. В эллинге, расположенном в Полевом переулке, раньше ничего не было. Мы наткнулись на удачные фото локации в Сети. Провели переговоры с владельцами, поняли друг друга, всё сложилось. Теперь ангар превратился в BlackHall. Наша премьера, возможно, откроет череду ярких событий, которые пройдут здесь в будущем. Да и сами ребята из «Треста» готовы к новым экспериментам.

То есть даже ничего менять не пришлось?

А.Б.: Нет, конечно. Нам понравились чёрные нейтральные стены. Мы, с помощью добровольцев в том числе, навели здесь порядок, затем собрали зрительские станки. На днях в ангаре должно появиться тепло. Зрителям, надеюсь, будет комфортно.

Как сложилась ваша коллаборация?

А.Б: Мы с Яной ранее не были знакомы. Но ещё пару лет назад я понял, что хочу сделать пластический спектакль. Знал, что это будет именно Оруэлл, «19I84». Случайность в том, что на меня вышла сама Яна…

Я.Л.: Когда я посмотрела Чёрный концерт «Другое кино» — одну из вещей «БезДомного театра», я заинтересовалась работой Алексея. А после спектакля «Одна абсолютно счастливая деревня» набралась смелости и предложила попробовать сделать что-то вместе. «Омлет» в основном работает в жанре перформанса, но мне всегда хотелось попробовать что-то более похожее на спектакль.

Созданный в технике физического театра спектакль открывает зрителям дверь в одну из возможных реальностей, где слова давно обесценены, но их власть над людьми непререкаема.

И вскоре мы увидим, что вышло из вашего союза. А если серьёзно, почему вы выбрали именно «физический театр»?

А.Б.: В самой книге герои мало разговаривают. В нашей постановке мы решили усилить этот момент, потому что в сложившемся обществе говорить практически «запрещено». Это делает конфликт максимально острым. Слова звучат только в самых исключительных случаях. Так появился спектакль о том, что есть люди, которые вопреки всему хотят оставаться людьми. И есть государство, которое говорит, что они должны быть частью машины.

Я.Л.: В спектакле, помимо движения, есть объекты, отрабатывающие направление «государство – машина». Мне кажется, сейчас у нас получается физический театр с хорошей визуальной начинкой.

А.Б.: Ещё нам оказались необходимы работающие телевизоры. И они будут. Хотя я очень не люблю технику: она всегда подводит. Но без телевизора в этом проекте никак. Ведь героям кажется, что они круглосуточно смотрят телевизор. Но, может быть, это телевизор смотрит за ними?

Насколько новгородцы готовы к тому, чтобы, идя в театр, попасть в ангар на территории «Треста», а потом разбираться в особенностях физического театра?

Я.Л.: Я не думаю, что зрителю необходимо как-то отдельно готовиться и вникать в тонкости жанра. Достаточно понимания, что театр гораздо шире, чем мы привыкли о нём думать. Понятно, что наша работа кому-то покажется непривычной, неуютной. Но ведь в этом и заключается интерес: прийти в новую локацию, посуществовать в ней, получить новый опыт. Мне не кажется, что здесь мы используем намеренно провокационные методы. Хотелось, чтобы всё было максимально честно, а зритель уж сам решит, что ему чувствовать.

А.Б.: Как-то к нам на «Одну абсолютно счастливую деревню» пришла зрительница, увидела разбросанное по сцене сено, развернулась и ушла. Ещё было, что на «Другое Кино» пригласительный выиграли две девушки. Пришли в блестящих платьях, на каблуках, спустились в подвал, где идёт действие спектакля, посмотрели и ушли до начала. Естественно, кто-то не поймёт и «19I84». Кто-то встанет и уйдёт.

И всё же, о чём ваш спектакль?

А.Б.: Это слово практически под запретом, его нельзя произносить, но для меня «19I84» про любовь. В то же время это возможность ёмко и понятно выразить свою гражданскую позицию. В конце концов, чёрт с ними, со словами! Но не хочется, чтобы запрещали всё подряд. Тем более любовь.

Я.Л.: На мой взгляд, ценно то, что в спектакле нет правильного или неправильного мнения, это создает объём. Когда я перед началом работы перечитывала «19I84», некоторые моменты трогали меня непосредственно на физическом уровне: даже в бытовых действиях я чувствовала восторг от того, что могу это делать свободно и без страха. И в «19I84» для меня важно именно это ощущение.