Воскресенье, 22 декабря 2024

Людмила Данилкина

Хроника русской жизни

Член Союза кинематографистов РФ Валерий Шатин убеждён, что кинохроника, не важно – профессиональная или любительская, необходима и найдёт своего зрителя.

Фото: из архива кинофестиваля «Вече»

Документалистика в нашей стране переживает не лучшие времена. При этом отечественные картины охотно покупают за рубеж

Уже пять лет афиша кинофестиваля «Вече» включает в себя отдельную программу документальных лент исторической тематики. Как рассказали в Новгородской областной научной библиотеке, где демонстрируются такие конкурсные и внеконкурсные картины, качество фильмов всегда высокое, тематика разная, но обязательно присутствуют работы о Великой Отечественной войне и о знаковых для русской литературы именах.

— Публика всегда есть на показах. Это и новгородские историки, и молодые ребята, интересующиеся кино, и знакомые с отзывами с других фестивалей о тех или иных картинах, это наши читатели и даже туристы, которые в свой маршрут по Великому Новгороду включают культурные мероприятия, — рассказала директор кремлёвской библиотеки Надежда ГУНЧЕНКО.

Не первый раз на «Вече» представляет свои работы известный режиссёр Валерий ШАТИН. По его словам, под документальные проекты сегодня сложно найти финансирование:

— В советские времена в каждой области были студии кинохроники, их сотрудники на пленку фиксировали какие-то значимые события для городов и деревень, заводов, организаций, рассказывали о трудовых буднях и праздниках. Весь этот отснятый материал сдавался в архивы, которыми мы и по сей день пользуемся. Сейчас бюджетных средств на документальные картины выделяется крайне мало, продюсеры наш жанр не считают прибыльным.

При этом, как замечает Валерий Владимирович, даже при такой неблагоприятной ситуации российские документалисты делают хорошие фильмы, и их, в отличие от отечественных игровых лент, охотно покупают за рубеж.

— И в наш жанр приходит молодёжь, это — умные ребята с амбициями. Почему они не рвутся делать телевизионные сериалы или художественные картины? Они хотят заслужить признание в мировой киноиндустрии, а у нас в стране по-прежнему сильна школа документалистики, дающая первоклассных операторов и режиссёров, — рассуждает собеседник.

Программа документального кино XV Всероссийского кинофестиваля «Вече» включала восемь картин. Приз зрительских симпатий получил фильм «Борис Бланк. Мастер-класс» режиссёра Ирины Измайловой.

В копилке самого Шатина — более 100 фильмов: об известных или забытых выдающихся личностях разного времени, о событиях и местах. Он говорит, что нет особой любви к каким-то историческим периодам, он, как правило, отталкивается от сведений о жизни людей.

— Какое-то время назад искал сюжет о возрождаемой русской святыне. Меня привлёк Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине. Когда стал изучать вопрос, то заинтересовался жизнью матушки Елисаветы, бывшей учительницы. В общем, мы сняли две серии: одну — про эту удивительную женщину, вторую — про саму обитель, — говорит режиссёр о том, как иногда случай подсказывает темы. — А недавно от знакомых узнал, что в Подмосковье казаки решили совершить конный поход по городкам, посёлкам, деревням, которые в конце 1941-го — начале 1942-го освобождал 1-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала Павла Алексеевича Белова. Так я для себя открыл ещё одну страницу нашей истории: кавалеристы под умелым руководством Белова наносили врагу ощутимый урон и быстро рассеивались в лесу, как только появлялись немецкая техника или авиация. В итоге появилась картина «Ехали казаки...», которую я показал новгородцам на этом фестивале вне конкурсной программы.

Шатин убеждён, что документалистика, несмотря на перипетии, никуда не денется, потому что у людей есть потребность фиксировать на камеру происходящее вокруг, замечать мелкие детали быта, времяпровождения, рассуждать под запись о чем-то или о ком-то. И ещё потому, что всегда будут те, кому интересна такая кинохроника нашей жизни.

Теги: Великий Новгород, кинофестиваль, Вече,