Воскресенье, 22 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Всечеловек — это звучит!

Сцена из спектакля «Сакаллы сабый/Идиот» Нижнекамского государственного татарского драматического театра имени Туфана Миннуллина.

Фото: vk.com/dostoevskyfestival

Открывается XXV юбилейный театральный фестиваль Достоевского

На старте зрителю обещают масштаб, обилие премьер и мультижанровость. «НВ» публикуют подборку ярких спектаклей, которые просто необходимо увидеть.

Камерный драматический театр Вологды покажет в Великом Новгороде сцены из романа «Братья Карамазовы» в спектакле «ВСЕЧЕЛОВЕКИ».

По версии вологжан, Фёдор Михайлович — писатель с большим чувством юмора, автор детективных бестселлеров, беспощадный исследователь бесконечной психоделии русского человека, которого он назвал странным словом «всечеловек». В парадоксальном пространстве вечной Голгофы произошло преступление. Кто из братьев Карамазовых стал отцеубийцей? Русские всечеловеки пытаются выбраться из метафизических ловушек, расставленных самим чертом.

«Сакаллы сабый/Идиот» Нижнекамского государственного татарского драматического театра имени Туфана Миннуллина будет идти на татарском языке с русскими субтитрами.

Тех, кто совершенно не вписывался в общество, не участвовал в его делах, раньше называли идиотами. А кто такие идиоты в современном обществе? Путь, по которому идёт общество, состоит из слов, из многочисленных идеологических заблуждений. Достоевский своим «Идиотом» показывает современникам их же лица. Потому что все мы умные, разумные, образованные, говорим много слов, но мало делаем. В мелких словах топим большие дела. Даже любовь людей превращается в сплошную пустую болтовню. Снижение нравственных и духовных ценностей тоже происходит не без нашего участия.

«КараМазовы» от Московского драматического театра имени Есенина — это «бродилка» по Музею изобразительных искусств в обществе Алёши и Ивана, полностью погружающая зрителя в роман.

КараМазовы… Карой мазаны… В игру слов превращается название спектакля по роману, в котором сошлись все основные его линии, все идеи и мысли. Карамазовы — фамилия, которая стала нарицательной. Карамазовщина есть практически в каждом человеке — это страсти, низменные желания, страхи и слабости, все люди этим мазаны. Но каждый ли заслуживает кары? Как на этом пути не дойти до последней ступени? Можно ли вовремя остановиться? Зрители изначально делятся на две группы. Одни будут следовать и смотреть на происходящее глазами младшего брата — Алёши, другие глазами среднего — Ивана. Линии то пересекаются, то расходятся, ведя персонажей и зрителей к роковым событиям...

На фестивале свои спектакли покажет 21 театр из России, Франции, Польши, Финляндии, Турции, Северной Македонии, Армении, Беларуси.

«RastaИдиот» от «Нашего театра» (Санкт-Петербург) — это телесно-мистическая поэма, предлагающая взглянуть на мир глазами князя Льва Николаевича Мышкина. Его мир пронизан светом, полон гармонии и смысла. В каждом человеке видит он изначальную внутреннюю красоту. Душевные движения людей, скрытые мотивы их поступков не составляют для него какой-либо загадки: он искренне восхищается, жалеет, сострадает, сокрушается, сопереживает.

Прибывший откуда-то издалека, из какого-то немыслимого высокогорья, попав в неистовый круговорот трагических и нелепых событий, князь Мышкин не стал своим в «актуальном» мире и удалился туда, откуда и пришёл, оставив о себе воспоминания как о чём-то светлом, истинном, но, увы, недостижимом.

Московский театр «У Никитских ворот» строит постановку «Убивец» на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом. Отсюда — смешение событий, перекличка голосов, перетекание психологического театра в театральность поэтическую, монтаж бытовой правды с метафорами и обобщением. Пьеса написана, можно сказать, методом Шекспира: стихи и проза переплетаются, находятся в желаемом единстве. Благодаря Юрию Ряшенцеву — поэту и Эдуарду Артемьеву — композитору.

Теги: Великий Новгород, фестиваль Достоевского, культура