Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

«Читайте книги серьёзные...»

Любит иногда Старая Русса одеться по погоде XXI века, а по моде XIX.

Фото: Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Не бывает много Достоевского, бывает мало экскурсоводов

Завтра в Великом Новгороде и Старой Руссе откроется XXV Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского. А 11 ноября исполнится 200 лет со дня рождения нашего выдающегося соотечественника. Юбилейный 2021 год понемногу близится к завершению.

Между тем посетители дома-музея писателя в Старой Руссе продолжают задавать удивительный вопрос: «Вы когда праздновать будете? И как?». На что им отвечают: «Мы уже почти год празднуем!».

— Начиная с 9 февраля, дня памяти Фёдора Михайловича, — уточняет старший научный сотрудник музея (а в прошлом — директор) Наталья КОСТИНА. — Эта дата тоже была круглой — 140 лет минуло со дня его кончины. К слову, мы отметили и 175-летие супруги Достоевского Анны Григорьевны. Это было 11 сентября. Приезжал праправнук Алексей Достоевский с женой и друзьями. И дружным своим питерским музыкальным коллективом, который исполняет фолк-рок и называется «Птица Си», дали концерт. Публика их приняла на ура. Время пролетело незаметно.

И оно так летит весь этот год. Постоянно что-то происходит: чтения, выставки, презентации. Так, в марте состоялась презентация Евангелия Достоевского — копии книги, подаренной Фёдору Михайловичу жёнами декабристов Натальей Фонвизиной и Прасковьей Анненковой. С этим Евангелием писатель при жизни не расставался.

Многие мероприятия проходили в онлайн-режиме. Буквально из последнего — видеоэкскурсия по музею для иностранцев, собирающихся приехать на театральный фестиваль. Впрочем, интерес есть не только у театральной заграницы. На такой же виртуальной экскурсии побывал и Пражский университет.

— По большому счёту мемориальные музеи похожи друг на друга, — говорит Наталья Анатольевна. — Экспозиции созданы давно, они поддерживаются и популяризируются. Но есть современные технологии, которые дают эффект новизны и заинтересовывают людей.

Возможно, в эту минуту по Старой Руссе идёт очередная тургруппа, пытаясь решить жуткую головоломку: «Кто убил Фёдора Павловича?». В романе Достоевского осуждён Дмитрий Карамазов, хотя сознался в преступлении Павел Смердяков. Это — погружение в сюжет. Как проект (совместный с Ростуризмом) — иммерсивный квест.

Как всё-таки музейщики поднаторели в иностранной терминологии! А что делать, не каждое мероприятие назовёшь «Чаепитием у Достоевского». Тут уже речь о совместной программе с городским центром туризма. Кстати, если взять во внимание только музейные «туристические успехи» — там за полгода выполнили годовой план.

— И с 200-летием Фёдора Михайловича Достоевского ничего не заканчивается, интерес к его творчеству и жизни, а значит, и к Старой Руссе, будет только возрастать, — уверена Наталья Анатольевна. — Нам бы экскурсоводов побольше! Да, в городе, он у нас небольшой, ощущается дефицит квалифицированных гидов. А люди едут: Новосибирск, Красноярск, Курган, Вятка... Молчу уже про обе столицы: это — само собой.

Наталья Анатольевна вспоминает, как 40 лет назад (она тогда начала работать в музее) руководство озадачилось поиском высказываний советских высокопоставленных деятелей о Достоевском. Пересмотрели подшивки центральных газет, разве что в «Советский спорт» не заглядывали. Ни-че-го!

Сейчас в информационном пространстве Достоевского становится всё больше. Само его имя объединяет. Это поверх расстояний и границ. И даже в недружественных странах у старорусского музея есть друзья. Поляки вот приезжают на конференции. Их тянет в Россию. Ведь это страна Достоевского.

— Конечно, хочется, чтобы наша молодёжь почаще заглядывала в его книги, — продолжает Наталья Костина. — Чтобы школьники после наших экскурсий на вопрос, захотелось ли им почитать что-нибудь из Фёдора Михайловича, отвечали уверенно и дружно: «Да!». Как говорил сам писатель: «Читайте книги серьёзные, жизнь сделает всё остальное». Достоевский сложен. Но он про нас. Он — наш культурный код. И Пушкин, и вся наша литература. У меня есть коллега в Питере, однажды она рассказала мне такой случай: «Выхожу зимним утром на улицу с собачкой. Солнце. Снег блестит. Всё такое чистое, непотревоженное. И вдруг кто-то говорит: «Мороз и солнце, день чудесный...». Оборачиваюсь, а там — бомж». Мы — люди одного культурного замеса. Это те самые скрепы. Боже упаси, чтобы кто-то однажды решил, будто литературу не нужно преподавать всем!

Теги: Великий Новгород, Старая Русса, фестиваль Достоевского