Воскресенье, 05 мая 2024

Елена Кузьмина

Жизнь одного контрабаса

Готовясь к постановке, Алексей Коршунов брал уроки игры на контрабасе.

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Новая премьера в «Малом» по пьесе Зюскинда о тех, кто пока не готов посмеяться над своими страхами

Новую премьеру в Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» нельзя пропустить минимум по двум причинам. Во-первых, это «Контрабас» Патрика Зюскинда, немецкого мастера психологической, философской прозы. Во-вторых, эта монодрама — большая редкость в театре. Известно о четырёх постановках пьесы на российской сцене, и одна из них теперь принадлежит Великому Новгороду. В роли безымянного героя, которому мешает жить контрабас, — Алексей Коршунов.

Артист рассказал, что к работе над спектаклем он вместе с главным режиссёром театра Надеждой Алексеевой приступил в июне. Как и в случае с любой другой постановкой, подготовка к премьере началась с чтения и анализа текста.

— Мы много говорили о пьесе, о персонаже, размышляли о его мотивации, — рассказал Алексей Коршунов. — Мне необходимо понимать, что движет героем.

Одновременно актёр начал брать уроки у контрабасиста камерного оркестра Новгородской областной филармонии Алексея Черенкова. Настоящий, не бутафорский контрабас в распоряжении «Малого» есть — инструмент приобрели как-то для театрального фестиваля. Артист освоил азы игры на контрабасе, и в спектакле это позволило ему точно извлекать упомянутые в пьесе ноты.

Его герой, одинокий, многие годы живущий с обидой на недолюбивших его родителей и решивший отомстить им за это, выбрал себе самую незаметную роль в оркестре — контрабасиста. Его место на задворках сцены стало метафорой и его места в жизни. Симфонический оркестр — иерархичная структура. Контрабасы находятся позади всех инструментов, и их музыка служит лишь фоном для тех, кто находится впереди, — скрипок, альтов, виолончелей, флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, медных духовых…

Алексей Коршунов говорит, что, работая над ролью, выступал и как адвокат своего персонажа, и как прокурор.

— Все мы тоже периодически ощущаем, что нас не видят, не слышат, не хотят понять, — рассуждает артист. — Обида на родителей, желание отомстить завели моего героя в тупик. Но только если идёшь по пути «не от чего-то, а к чему-то», такая дорога может привести туда, где ты действительно хочешь быть.

Герой страдает, истерит, злится, смакует своё горе, бегает по квартире, в которой благодаря звукоизоляции ни намека на бурлящую за стеной жизнь. Такие персонажи могут долго и нудно рассказывать вам о своих проблемах, и вы, конечно, посочувствуете, но, возможно, вздохнёте с облегчением, когда они наконец-то умолкнут.

В интерпретации Надежды Алексеевой «Контрабас» — трагифарс. Самая логичная трактовка. Главный герой и несчастен, и смешон одновременно. На сцене московского «Сатирикона» Константин Райкин превратил персонажа Зюскинда почти в клоуна — с большим животом и выговором одесского еврея. Константин Хабенский, сыгравший эту роль на сцене МХТ имени Чехова, — неуклюж, путается в мешковатом пальто и с грохотом таскает за собой своё продолжение — тяжёлый кофр для контрабаса. В этой бандуре — пустота, невидимый груз из обид, претензий, неисполненных планов и несбывшихся надежд.

— Мой персонаж слишком погружён в свои переживания, доходит в них до пика, не способен выйти за их рамки и посмотреть на себя со стороны. Это и вызывает смех, — говорит Алексей Коршунов. — Он и сам в конце осознаёт комичность своей ситуации — после того, как прокричал имя возлюбленной — солистки Сары, которая его даже не знает. Но зритель видит и понимает всё это чуть раньше.

Беда героя в том, что он не способен посмеяться над своим горем — боль слишком привычна. У зрителя, к счастью, такое преимущество есть — он находится над схваткой. Он может посмеяться и над персонажем, а вслед за ним, возможно, над собой. Смех — жестокий, но действенный способ отключиться от захлестнувшей нас жалости к самим себе.

В «Контрабасе» именно зритель стал главным партнёром для Алексея Коршунова. В обычных постановках с участием нескольких актёров каждый из них может опереться на коллегу по сцене, но не в монодраме.

— На репетициях моим партнёром был контрабас, а на сцене я работаю без «четвёртой стены», и моим партнёром стал ещё и зритель, — рассказал артист.

Алексей Коршунов считает, что в концовке у его героя всё-таки появляется надежда на то, что он сможет наконец-то вырваться из своей роли. Он мечтает сыграть в квинтете Шуберта «Форель», где контрабас можно услышать и хорошо рассмотреть. Зрителю остаётся самому решить, удастся это герою или нет.

Теги: Великий Новгород, театр Малый, спектакль