Воскресенье, 05 мая 2024

Василий Дубовский

Неслышные шаги

Это лишь малая часть средневекового модельного ряда. Фото предоставлено НГОМЗ

Какую обувь носили новгородцы в X–XV веках?

«Лёгкой поступью по мостовой» — так будет называться выставка, которая откроется в здании Присутственных мест в конце декабря.

Почему лёгкой? Есть все основания думать, что предки поменьше нашего топали да цокали. Не было жёстких подошв, высоких каблуков, тем более — женских шпилек. И, кстати, не было никакого кожзама — только натуральная кожа.

Поэтому, как заметила старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, куратор выставки Анна ФОМИНА, ходить по деревянным мостовым в мягкой и свободной обуви было вполне комфортно.

А как же неровности средневекового газона и испытания на загородных маршрутах? Это не наша тема, судя по названию выставки. Если серьёзно, то, конечно, в таком богатом, по меркам своего времени, городе, каким был средневековый Новгород, жители могли позволить себе качественную обувь.

Насколько она была хороша, решал размер кошелька. Но не только. Нашивки, украшения — это вопрос статуса в обществе.

Самая «демократичная» модель — поршни. Могли использоваться как отдельная обувь и как «галоши». Форму им обеспечивал шнурок, затягиваемый на лодыжке. Для такой обуви вполне годилась свиная кожа. Грубоватая, но зато ноская.

На мягкие туфли и сапоги использовалась кожа более тонкой выделки. В те давние времена у новгородцев была уже и домашняя обувь (прообраз тапочек). Словом, было что обуть на всякие сезон и случай. И в последний путь человек отправлялся в специальной погребальной обуви.

Кроме того, существовали дополнительные обувные аксессуары. Зимой, чтобы не «ловить зайцев» на мостовых, новгородцы пользовались ледоходными шипами. Крючки для обмоток, шпоры для всадников, стельки — всё это тоже будет представлено на выставке. Равно как и инструменты, которыми пользовались мастера: молоток, нож, шилья…

Около 200 экспонатов — этого вполне достаточно, чтобы дать представление о «моде» X–XV веков. Хотя и довольно фрагментарное. Весьма желательно, конечно, чтобы археологи находили совершенно целую обувь. Скажем, раскопали сруб, а в уголке — женские сапожки. Практически неношеные. Но по факту коллекция собирается по кусочкам. Целыми модели делают реставраторы. Есть также мастера, которые по найденным образцам выполняют реконструкции. И такие современные работы также можно будет увидеть на предстоящей выставке.

Благодаря археологическим исследованиям и культурному слою, в котором хорошо сохраняется органика, музей-заповедник обладает уникальной коллекцией, в определённой степени позволяющей проследить историю обувного дела в Великом Новгороде.

Например, датированная X веком выкройка башмачка свидетельствует о том, что уже тогда обувь была с подошвой в виде утолщения из кожи. Позднее также стали делать каблуки.

Опять же благодаря археологическим исследованиям выявлено порядка десяти средневековых мастерских по изготовлению обуви. Известно, что на рубеже XII–XIII веков сапожное и кожевенное ремёсла отделяются друг от друга. Мастер по выделке кож обычно был человеком окраины. Дело нужное, но запах! Кому охота иметь такого соседа?

— Почему-то бытует мнение, что в древности на Руси все ходили в лаптях, — говорит Анна ФОМИНА. — На самом деле это не так. В летописях ношение лаптей упоминается начиная с XVI века. Лапти существовали и раньше, но новгородцы лапотниками не были.

В общем, сходите. А ещё лучше — ступайте. И убедитесь сами.

Теги: Великий Новгород, выставки, история