Четверг, 26 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Лирик мистер Пузиков

Фото: Ирины УСКОВОЙ

«Стихи о нелюбви» в Великом Новгороде прочёл модный поэт Ваня Пинженин

Вечером поэзии от популярного современного автора Вани ПИНЖЕНИНА новгородцев «пугали» ещё с лета. Но по объективным причинам встреча переносилась несколько раз. Впрочем, ни организаторы, ни сам поэт не отчаивались. И правильно делали. В начале февраля в читальном зале Кремлёвки наконец-таки собралось небольшое общество: поэт, три его книжки и слушатели, так или иначе заинтересованные творчеством и личностью автора.

И что же сказать про Ивана? Или Ваню, как предпочитает он сам.

Модный автор текстов многих современных музыкальных групп. Родился в Екатеринбурге, но уже давно живёт в Северной столице. Окончил сначала юрфак, потом — Институт кино и телевидения. Сравнивает себя с «учебником физики: таким непонятным, толстым, синим»… Шутит, конечно! Пошутить он вообще любит. В образе клоуна Мистера Пузикова ведёт программы для детей, преподаёт немецкий. А ещё любит татуировки и не представляет себя без поэзии.

На камерной новгородской сцене современный поэт был немногословен в прозе, а вот стихов читал много, вскользь отмечая, что человека из первого своего сборника уже и не помнит, а вот из третьего знает очень хорошо.

Герой Пинженина проживает и нашу общую жизнь, и, разумеется, какую-то особенную свою. В которой пьёт, курит, любит, обращается к маме, вспоминает лучших друзей, сходится и расходится с женщинами и постоянно ищет своё место на огромной карте необъятной Родины.

Читая стихи, вы не раз сказали, что волнуетесь. Почему: ведь выступлений в вашей копилке — масса. Или это фигура речи?

— Нет, это не фигура речи. Если бы я раньше уже выступал в Великом Новгороде, то знал бы, что к чему. А когда впервые приезжаешь, то волнение действительно есть. Тем более что всё переносилось-переносилось. Если бы не настойчивость организаторов…

А переносилось из-за чего?

— Из-за всего этого: пандемия, масочки.

Как вы сами относитесь к «масочкам» и новым правилам жизни? 

— Если это всё поможет нам, то давайте носить масочки — делать прививочки. Я — «за». А бессмысленные действия мне не нравятся. Поэтому если не работает, то будем пробовать новое, разное. В самую первую волну коронавируса я сидел дома с ящиком водки и ящиком тушёнки. Пережидал, потому что опасался. А потом по работе поехал на юг, случайно заболел и три недели лежал.

Абсолютное большинство ваших стихов очень личные. Я, мне, у меня… Вы пишете только о себе?

— Да. И немного о погоде… А теперь серьёзно: если бы все написанные стихи были действительно про меня, то это было бы очень страшно и слишком много для одного человека. Моя мама, когда видит новые стихи, всегда задумывается. Иногда мы можем даже не разговаривать из-за этого.

Мама, кстати, тоже часто возникает в поэтических строках. Вы — такой нежный и любящий сын?

— Это маму надо спросить. Я могу сказать, какая у меня мама. А мама — какой я. Когда мы приезжаем выступать в Екатеринбург, мама приходит на творческие вечера. Раньше и папа ходил, говорил, что без 100 грамм не разобраться.

Вы для родителей не делаете особую программу? 

— Хочется, чтобы тебя любили настоящим: с плюсами и минусами. Даже если создавать иллюзию, то когда-нибудь «на самом деле» всплывёт. Лучше сразу понимать, что есть чёрное и белое.

Кстати, про контрасты. Вот вы читали стихи в лирическом образе, потом говорили про Мистера Пузикова уже совсем иначе. За плечами — преподавание немецкого и бог знает что ещё. А сами по себе вы какой? 

— Я и то, и другое в зависимости от внутреннего ощущения. У меня работа такая: сегодня — пятница, и я уехал в другой город. Я — поэт. Могу себе позволить. Мне нужен такой свободный график, в котором я — вольный человек, и никто не против этого. Потому что я как-то уехал на целый месяц в большой тур: от Владивостока до Калининграда, и всё это время не был ни клоуном, ни преподавателем.

И как ваши слушатели от Калининграда до Владивостока? Похожи или не очень?

— Везде люди очень разные. До Иркутска — одни, после — другие. А Северо-Запад — он мне родной. Я здесь дома. В Архангельске мне особенно понравилось: там сдержанная любовь. У сибиряков любовь ещё более сдержанная. Многие гастролёры хотят ездить по городам, которые приносят прибыль. Это понятно, но интереснее посещать и более мелкие поселения. Потому что эмоции и опыт! А прибыль уравновесится в туре.

Теги: Великий Новгород, культура, Ваня Пинженин