Этот дедушка прелестный в прошлом был купец известный
У Крестецкого краеведческого музея появился хозяин — Яков Мосягин. Человек он из местных, хотя Мосягины приехали когда-то из Торжка и стали на новом месте самой-самой купеческой фамилией. Владели лесопильным и кожевенными заводами. На главной улице, естественно, Московской, была вывеска во всё здание «Магазин братьев Мосягиных».
На Московской же расположен и современный нам музей. Правда, вот здание принадлежало когда-то купцам Иванченковым. Но кто знает, может, Иванченковы продали его Мосягиным? Никто не знает. А именно купца залу этнографии и быта, с точки зрения заведующей музеем Натальи СМИРНОВОЙ и её коллег, как бы и не хватало.
К его появлению (или всё-таки возвращению) активно и буквально приложила руку местная мастерица Алевтина ФИЛИППОВА. «Это он!» — воскликнула заведующая музеем, никогда ранее его не видавшая. Ведь Яков Николаевич фото на память потомкам не оставил, предоставив тем самым художнику будущего полную свободу творчества. Зато сохранился портрет его супруги Прасковьи Никитичны. Женщина была и видная, и распорядительная. Жила она гораздо дольше мужа, состарившись, поселилась у дочери в Ленинграде, где и скончалась в 1970-е годы. Её фотография служит музейным образом местной купчихи. Она же послужила и протекцией Якову Николаевичу для устройства на культурную работу.
Перейти дорогу от мастерской к музею Якову Николаевичу заведующая помогла сама. На расспросы любопытных — куда мужчину несёте? — отвечала с достоинством: «Таких мужчин и надо носить на руках!». И что не лёгкий он, а спортивный. Если же кому-то с животом надо, то пусть идёт не в музей, а в какое-нибудь другое учреждение.
И вот сидит теперь Мосягин, присматривает. Не заметит посетитель, так почувствует этот взгляд, схватывающий, как объектив. Не обманывайтесь, что нос у него картошкой. Ох, не прост Яков Николаевич.
От купца Мосягина ждут, что он в краеведческом музее будет третьим по креативу персонажем. Кто двое первых? Ну, ямщик Никитич, очень даже пришедшийся ко двору. На него экскурсии ходят, а он их водит. А ещё? Прошу подсказку. «Домовёнок!» — торжествуют сотрудники музея. И где же он? «Так вот, — говорят, — не всё бывает во всякий час».