В Великом Новгороде прошёл семинар директоров литературных музеев России
Обречены на сотрудничество — у хранящих наследие отечественной словесности просто нет иного выбора. При всей разности эпох и течений русская литература представляет собою единое культурное пространство.
— Какую можно провести параллель между Шолоховым и Достоевским? — переспросила Ольга АНИСТРАТЕНКО, директор Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. — Вспоминается, как на встрече с молодыми писателями, пожаловавшимися, что у них нет таких тем, как революция, гражданская война, Великая Отечественная, Михаил Александрович сказал, что Достоевский о войне тоже не писал, но душу человеческую выворачивал наизнанку.
Гостье с берегов Дона было очень интересно побывать в Старой Руссе, где жил и творил Фёдор Михайлович. Это же настоящая писательская лаборатория.
А Михаил ШАПОШНИКОВ, представляющий Музей Серебряного века, легко перекинул мостик от Андрея Белого (с его книгой «Пепел») к Николаю Некрасову.
В музее-усадьбе Н.А. Некрасова, что на Чудовской луке, и в соседней деревне Сябреницы, где вотчина писателя Г.И. Успенского, — перемены. Ремонты, новое оборудование, новые постройки, благоустройство. Новгородский музей-заповедник немало постарался к преображению своих филиалов.
С новой выставкой, посвящённой журналу «Современник», издававшемуся Некрасовым, знакомит коллег однофамилец великого поэта — директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов.
В здании сельскохозяйственной школы открылась также экспозиция «Н.А. Некрасов и русская охота». Я захожу туда ровно в тот момент, когда экскурсовод произносит «оду» болотным сапогам:
— Без них в наших краях какая охота? Однажды Николай Алексеевич, потеряв дорогу, спросил у встречной крестьянки, как же ему пройти на Борки. Женщина, немножко отойдя от барина, «объяснила»: «Скинь портки и пройдёшь в Борки!».
Коллеги по достоинству оценили труды новгородцев по модернизации экспозиций и туристической инфраструктуры.
— Видно, что музей развивается, — сказал корреспонденту «НВ» директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» Андрей ИВУШКИН. — Большая работа проделана к 200-летию поэта, отмечавшемуся в прошлом году.
К слову, обновление усадебной зоны ждёт и Дом-музей Ф.М. Достоевского. С проектом «Усадьба гения», направленным на расширение туристского потенциала музеев в Старой Руссе, участники семинара познакомились на круглом столе.
Но вот вопрос: что нужно предпринять, чтобы такая, в общем-то, затратная забота в достаточной степени отразилась на интересе наших современников к творчеству?
— Именно этим и занимаемся, — ответил собеседник. — Музей видит свою задачу в том, чтобы показать другого Некрасова, не заидеологизированного, как в советское время. Он был многолик. Человек с рваным сердцем. И при этом — прекрасный предприниматель. Недавно открыли новую литературную экспозицию: рассказываем, как Некрасов писал стихи. Он их буквально вышагивал. Ловил ритм. Потом записывал. Хотя мог бы этого и не делать — он обладал великолепнейшей памятью, помнил все свои стихи. Я лично и успехи Некрасова-картёжника отношу к этому же. Свои выигрыши он, как известно, тратил на издательскую деятельность.
Губернатор Новгородской области Андрей НИКИТИН на встрече с сопредседателем ассоциации литературных музеев Дмитрием БАКОМ обсудил проблему развития малых музеев, в частности, тему наследия поэта Велимира Хлебникова.
Поездка в Чудово стала центральным событием четырёхдневного семинара, соорганизатором которого выступил Новгородский музей-заповедник. Гости Великого Новгорода ознакомились с Музеем письменности, мемориальной мастерской художников-реставраторов Грековых, Музеем народного деревянного зодчества «Витославлицы», приятно удивившим масштабом и качеством перемен тех, кто бывал здесь раньше.
Была отдельная поездка в деревню Ручьи, где похоронен поэт Велимир Хлебников. 28 июня исполнилось 100 лет со дня его кончины. Усилиями местных краеведов в деревне создана памятная экспозиция, вызвавшая интерес участников семинара.
Надо сказать, что главным вопросом деловой повестки являлось как раз развитие мемориальных литературных музеев малых форм в составе крупных объединений. Все эти дни было много рабочих мероприятий — совещания, открытое заседание Ассоциации, круглый стол. Сопредседатели Ассоциации — директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий БАК и директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений БОГАТЫРЁВ — не скупились на приветственные слова, комментарии и интервью, не уходя от самых разных вопросов. Даже от заданных методом «от противного»: а нужны ли вообще литературные музеи в их нынешнем виде в наш век Интернета и цифровых технологий?
— А где ещё сегодняшним школьникам станет понятен роман «Евгений Онегин»? — спросил в ответ Евгений Богатырёв. — В школе? Сомневаюсь.
— Цифровые технологии — это только носители, — дополнил Дмитрий Бак. — Уверен, что с их распространением значение оригинала только возрастёт.
Ну что же, в начале было Слово…
У музейного сообщества — большие планы по популяризации творчества русских писателей. С прицелом на следующие юбилеи, из которых ближайший — 200-летие со дня рождения драматурга Александра Островского.
И снова нужно будет отвечать на «странные» вопросы: а современен ли?..
Наталья ГРИГОРЬЕВА, генеральный директор НГОМЗ:
– Для нас семинар — важный урок и большой опыт. Ведь у нас в гостях были не просто друзья, а музейные профессионалы. У нас сильная научная база, и наша задача быть открытыми для всех. Считаю, что Новгородский музей-заповедник свой экзамен сдал.
Теги: Великий Новгород, музеи России, семинар