Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Серькию и Юрью по лососю

Археологические исследования идут перед будущей реконструкцией комплекса построек медопивоваренного завода «Богемия» на Софийской набережной.

Фото: Институт археологии РАН

На Софийской набережной в Великом Новгороде нашли берестяные грамоты, боярские печати и серебряные монеты XV века

Софийская набережная в Великом Новгороде вновь принесла археологам приятные научные сюрпризы. Два года назад перед строительством на берегу обнаружили фрагменты древних башен. Этим летом находки оказались поменьше размером, но не менее значимые. 

Сокровище под бетоном

Во время исследований, начатых в связи с будущей реконструкцией зданий бывшего мёдопивоваренного завода «Богемия», на одном из участков Новгородская экспедиция Института археологии РАН обнаружила пять берестяных грамот, печати представителей светской и духовной властей Великого Новгорода, серебряные монеты XV века и многочисленные бытовые находки. 

Мёдопивоваренный завод «Богемия» построили в Великом Новгороде на берегу Волхова в 1878 году. Комплекс состоял из нескольких построек: солодовни, медоварни, ледника, бондарного цеха, упаковочного отделения и других помещений. Завод работал до 1970 годов, но затем производство на «Богемии» постепенно стало сокращаться. В 1990 году завод был закрыт.

Сейчас комплекс зданий завода является объектом культурного наследия регионального значения, принято решение о его реконструкции и приспособлении для современного использования.

С 2019 года здесь работают специалисты Института археологии: был снят бетон, залитый в 1990 годах, и археологи приступили к исследованию участка.

Раскопкам на этом участке набережной предшествовали драматичные события. В начале 2000-х здесь планировали построить здание банка. Застройщик посчитал, что 15–20 сантиметров бетона сверху — вполне приемлемый способ «спасти» таящееся в толще земли культурное наследие. 

— Подобный варварский способ запрещён, — говорит сегодня руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН Пётр ГАЙДУКОВ. — Фактически это — уничтожение культурного слоя. Потом был судебный процесс с застройщиком, но забить сваи и залить бетон он успел.

К счастью, культурный слой не был значительно повреждён. И объясняется это тем, что самое позднее он сохраняется в Великом Новгороде на этапе XV века. Когда перед началом раскопок бетонную плиту демонтировали, под ней учёные «вышли» сразу на середину XV столетия.

Неревский микрорайон

Сегодняшняя Софийская набережная — это часть древнего Неревского конца средневекового Новгорода. Как считают учёные, наравне со Славенским и Людиным концами он был древним посёлком, появившимся здесь ещё в середине X века, и стал основой для будущего города. Этакий средневековый микрорайон. 

Более ранние раскопки на уже закрытом Неревском раскопе, который располагался в центральной части древнего конца, показали, что здесь в XIV–XV веках находились богатые усадьбы, хозяевами которых были и бояре, и посадники. Те годы дали и самый богатый культурный слой. Прибрежные места, скорее всего, начали заселять лишь в XIII веке — вероятно, что до того она часто затапливалась. 

Территория, на которой археологи ведут сейчас свои изыскания, немалая — 800 квадратов. Учёные пока «ушли в землю» до слоёв первой половины XV века, обнаружив следы трёх городских усадеб с жилыми и хозяйственными постройками. Дворы разделены двумя линиями частоколов. Улицы, на которых находились средневековые дворы, остались где-то за пределами раскопа, и в будущем археологам ещё предстоит определить, где они могли проходить. 

— Раскопки на участке только начались, но уже обнаружены находки, о которых можно сказать «впервые», — рассказал Пётр Гайдуков.

Бюро находок

Судя по находкам, люди здесь жили состоятельные. У «Богемии» нашли два небольших скопления новгородских серебряных монет. В одном месте — 22 новгородки, в другом — ещё шесть. Их датировали 1440–1450 годами. Другой большой удачей стали 10 вислых свинцовых печатей (конец XIV века — XV век), которыми в те времена скрепляли документы.

Несколько печатей принадлежали новгородскому Совету господ. Это был высший орган светской власти в Новгородском государстве. На печатях изображён зверь. Какой именно, пока разобрать не удалось. Одно ясно — хищный и с когтями.

Мельникова к газете
Научной премьерой стала печать новгородского тысяцкого Даниила Михайловича, жившего в первой четверти XV века. Она — свидетельство высокого статуса жителей усадьбы. Пост тысяцкого был вторым после должности посадника в иерархии светской власти Великого Новгорода.

Из церковных булл археологи сразу выделили печать ладожских владычных наместников с именем новгородского архиепископа Симеона (1416–1421 годы). Это — уникальная находка. 

Напомним, что ленинградская Ладога и тверской Торжок в средневековье были пригородами Новгорода. Они находились под управлением не только светской, но и церковной власти, а потому в Ладоге находились владычные наместники новгородского архиепископа, которые свои документы скрепляли своими же печатями.

Привет от Панфилия Селифонтовича

Не меньший интерес для науки представляет и следующая находка — миниатюрная золотая прикладная печать, которую обнаружили в слоях 30–40-х годов XV века. Она имеет остатки кожаного шнурка и напоминает медальон с ушком. На одной стороне печати зеркально вырезано «Печать Панфильева», на другой — изображение процветшего креста.

В Институте археологии разъяснили: судя по надписи, владельцем печати мог быть Панфилий Селифонтович — новгородский боярин, который на переговорах с королём Казимиром IV в 1471 году был представителем Новгорода от «житьих людей». Так назывался один из общественных классов города, стоявший между боярством и средним купечеством.

— Находка прикладной печати Панфильева — большая удача, — отметил Пётр Гайдуков. — Подобные прикладные печати появились в Новгороде в XIV веке, когда некоторые послания начали опечатывать с помощью восковой мастики. Эти печати чаще всего вырезали из кости, изредка — из сплава на основе меди. Золотая прикладная печать найдена впервые, причём не только в Новгороде, а вообще на Руси.

Можно и ещё кое-что рассказать о владельце золотой печати. Судя по тому, что подобные буллы было принято изготавливать из материалов попроще, Панфилий Селифонтович явно имел средства и мог себе позволить такую печать. Вот и решил похвастаться своей зажиточностью.

— Но доигрался и потерял, — сказал Пётр Гайдуков.

Ещё одна золотая печать, по словам учёного, находится в частной коллекции. Вторая теперь будет в распоряжении науки. 

Долги наши

Раскоп на Софийской набережной пополнил новгородскую коллекцию берестяных грамот, добавив к уже солидному собранию ещё пять средневековых писем. Четыре из них — фрагменты деловых распоряжений, перечни должников с указанием сумм долга и мест проживания древних неплательщиков.

Берестяные грамоты скучными никогда не бывают, и новые находки тоже оказались интересными. К примеру, в грамоте № 1146 упоминается существующее и сегодня село Молвотицы. Оно находится в Марёвском районе. В грамоте № 1147 встретился редкий термин «семница». Так называли семёрку беличьих шкурок, которую использовали в давние времена как единицу счёта мехов.

1148-я грамота — единственная целая из найденных. Это список имён для раздачи дорогой рыбы, привезённой, как предполагают археологи, из Приладожья или Прионежья. Текст такой: «Серькию лосось, Юрью лосось, Микулиньскому лосось, Лазорю коробоцка икри да торпица, Зехъну торпица да сухыхъ…».

— Лососи в берестяных грамотах уже были, а слово «торпица» встретилось впервые, — пояснил академик РАН Алексей ГИППИУС. — Это уменьшительное от «торпа» — заимствованное из прибалтийско-финских языков название речной и озёрной форели, известное по северно-русским говорам. Вместе с рыбой в перечень попала и коробочка икры — ранее в грамотах упоминаний об икре тоже не было, хотя они есть в других письменных источниках. Среди тех, кто удостоился этой раздачи деликатесов, выделяется названный без имени «Микулиньский» — это не фамилия, но, возможно, обозначение священника из находившейся поблизости Никольской церкви. Другие персонажи, с которыми знакомит нас грамота, — безымянная монахиня, Федор, Степанида и сторож Семён — вероятно, церковные или монастырские.

*    *    *

По плану раскопки у «Богемии» должны быть завершены в нынешнем археологическом сезоне. Учёным ещё предстоит изучение более поздних слоёв на трёх средневековых усадьбах. Будем надеяться, что наши состоятельные предки потеряли там что-то ценное для науки.

Теги: «Богемия», Софийская набережная, грамоты, археология