Воскресенье, 22 декабря 2024

Людмила Данилкина

Народные «прогульщики»

В своём творчестве Мария Полянская делает акцент на фольклорные русские песни, сопровождая исполнение ритмами бубна и рассказами об их происхождении и архаике смыслов. В преподавательской деятельности видит основу в объединении женщин через совместное пение и проживание традиционных песен в быту.

Фото: из архива Марии ПОЛЯНСКОЙ

Зачем этновокалистка Мария Полянская учит всех желающих владению природным голосом

В Санкт-Петербурге Мария ПОЛЯНСКАЯ руководит женской школой народного пения, ведёт сольный проект «Голос и бубен», проводит открытые уроки. В Великий Новгород приезжает по приглашению: дать мастер-класс — как правильно использовать свой голос при исполнении традиционных русских песен, выступить на фестивале музыкальных древностей «Словиша» или на Дне города…

В поисках себя

Она родилась и выросла в Санкт-Петербурге. В 10 лет мама отвела её в музыкалку, и девочку приняли на отделение по классу флейты. Мария говорит, что занималась с удовольствием. Сольфеджио, правда, не любила, зато на инструменте могла играть сколько угодно.

— Хоть я и тянулась к музыке, но после окончания средней школы не пошла по этому направлению, а поступила в колледж туризма. Готовили там специалистов серьёзно, со стажировками в Европе, так что проблем с трудоустройством после получения диплома не было, — рассказывает собеседница. — Успешно работала в разных фирмах. И, полагаю, могла бы в туротрасли сделать неплохую карьеру, но душа к этому делу не лежала.

Мария уволилась. И отправилась по миру в поисках себя. Дважды летала в Индию. В первый раз на знаменитом пляже Арамболь на севере Гоа познакомилась с музыкантами, и ей пригодилась флейта, взятая из дома на всякий случай. Кроме того, она увлеклась там пением мантр, и у неё это получалось, потому что сильный голос. Во время же второго путешествия по буддийским центрам Индии девушка поняла, что очень скучает по дому, по русским народным песням с их мелодичностью и проникновенностью.

— К моменту второй поездки я уже точно знала, что ничем другим, кроме вокала, заниматься не буду. В промежутке между путешествиями поработала в Питере в одном из крупных магазинов музыкальных инструментов, где трудились и те, кто поёт, и те, кто играет, и мы в свободное время экспериментировали со стилями, инструментами, аранжировками, — делится результатом своих творческих поисков Мария. — И вот в Индии окончательно поняла, что моё направление — это традиционная русская культура.

Мария Полянская сотрудничает с автором и исполнительницей Ольгой Костровой, с проектом «Треустье», ежегодно принимает участие в фестивале «Большие cвяточные гулянья» как сольный исполнитель и руководитель женского ансамбля «Реченька».
 

Когда она вернулась, стала просто «проглатывать» народные песни — учила для себя. Потом поступила во взрослую музыкальную школу — по тому же классу флейты, что и в детстве: вспомнила старую программу, освоила новую. А ещё пошла на уроки вокала. Затем стала посещать фольклорную студию, специализирующуюся на казачестве.

— Да, песен у меня было разучено много, но просто как текст, а ведь этнографический материал нужно по-иному подавать, работать с ним по-другому. Вот этому я и училась в студии, — продолжает Полянская. — У нас там подобралась группа единомышленников, по сей день все дружим, и наши ряды регулярно пополняются новыми участниками. Называем себя профессиональными «прогульщиками»: во-первых, действительно, в студии иногда пропускали занятия — собирались вместе и пели; во-вторых, любим путешествия — гуляем, любуемся природными красотами и опять-таки поём.

Не на показ

Сегодня в своей женской школе народного пения Мария ведёт занятия утром и вечером. Говорит, что проблем с формированием групп нет. Приходят и подростки, и дамы преклонного возраста, учащиеся, продавцы, уборщицы, директора, бизнес-леди… В первой половине дня предпочитают петь домохозяйки, пенсионеры и фрилансеры, во второй — те, кто у кого нормированный рабочий график.

— Сейчас в Петербурге довольно много клубов, студий, коллективов фольклорного направления. Моя школа отличается тем, что я не ориентирую обучающихся на выступления на публике. Женщины приходят попеть для себя. Есть мнение, и я с ним согласна, что исполнение на сцене меняет изначальный смысл традиционной песни, ведь наши предки заводили мелодию просто в быту — на вечёрках, в поле на сенокосе, на завалинке. Они пели о себе, о своей жизни и совсем не думали, как исполнение будет выглядеть со стороны, — приводит доводы в пользу своей методики обучения Полянская.

Но при этом добавляет, что два раза в год женщины всё же выступают — на отчётных концертах для родственников и друзей. А ещё с тематическими композициями выбираются в городские парки и скверы: зимой — колядовать, весной — солнышко и тепло зазывать, летом — купальскую ночь отмечать или Медовый Спас, Яблочный.

«В русских семьях издавна было принято петь. И хорошо, что сейчас эта традиция возвращается. Знаю, что многие мои ученицы дома исполняют народные песни. Их не только взрослые родственники, но и маленькие дети с удовольствием слушают и просят мам на ночь спеть им какую-нибудь колыбельную. Так и должно быть».

Руководитель и преподаватель школы подбирает репертуар, исходя в том числе и из пожеланий учениц. Поясняет, что среди посетительниц мало людей с музыкальным образованием, и если она предложит непрофессионалам разучивать и исполнять исключительно этнографические композиции — сложные по тексту, с множеством устаревших слов, с характерными для той или иной местности произношением и ударениями, то только отпугнёт людей. Поэтому старается идти от простого к сложному, но чтобы при этом песни всем исполнительницам были по душе.

Мария утверждает, что научить петь можно любого, было бы у него желание. В случае когда даме «медведь на ухо наступил», её изначально ставят между двумя сильными исполнительницами, и постепенно женщина начинает улавливать, поддерживать их тональность. Полянская убеждена, что музыкальный слух у человека можно пробудить. И её педагогический опыт это только подтверждает.

На мастер-класс в Новгород

Сама этновокалистка кроме своей школы ведёт ещё и сольный проект: русские народные песни поёт, подыгрывая себе на бубне, — получается оригинальный симбиоз. Она уже выпустила сольный альбом и два сингла.

— Стараюсь бывать на фольклорных фестивалях, чтобы была возможность оценить творчество своё и других исполнителей. И даю мастер-классы по работе с голосом и песнями. В этом году меня трижды приглашали в Великий Новгород, — говорит о выездных мероприятиях Полянская. — Публика приходит разная: участники этноколлективов, церковного хора, просто девушки, которым нравится собираться вместе и петь. Я на такие открытые уроки стараюсь и тематический материал дать, чтобы попрактиковаться. Так, летом, как раз перед Троицей, предложила песни об этом празднике. И разноплановый материал бывает, как в последний приезд: включила в программу лёгкие по мелодии варианты, но с трогательными текстами. Когда после занятия люди уходили, слышала, как некоторые напевали. Значит, я не ошиблась с выбором.

* * *

В школе народного пения Марии Полянской начался новый сезон. А для неё самой — новый творческий этап. Она хочет более серьёзно заняться сольным проектом и его медийным сопровождением — записать музыкальные видеоролики, смонтировать клип.

По поводу же выездных мастер-классов сказала, что если ещё будут приглашать в Великий Новгород, то с удовольствием приедет.