Суббота, 23 ноября 2024

Елена Кузьмина

Свет и тени русского балета

Рабочий момент съёмок фильма «Фуэте».

Фото: из коллекции РОСФОТО

В новгородском Музее изобразительных искусств открылась выставка из коллекции РОСФОТО

Новая выставка в Музее изобразительных искусств в Великом Новгороде «От классики до модерна. Балетные фотографии из коллекции РОСФОТО» — это концентрат нежности и лёгкости. Это энергия красоты балета, усиленная выразительностью чёрно-белых снимков. В конференц-зале представлено 60 работ, сделанных мастерами фотографии. Самым ранним из них — больше 150 лет.

Начинать просмотр следует с фотографий Карла Бергамаско. В его планы совсем не входило стать модным и дорогим фотографом и основателем традиции российской балетной фотографии. Он приехал из Италии в Петербург в 1848 году и поступил в Михайловский театр хористом, но пробыл в таком качестве меньше года.

Родоначальником традиции российской балетной фотографии был итальянец Карл Бергамаско. Он хотел быть артистом, а стал модным и дорогим фотографом.

Во время одного из спектаклей на актёра упала декорация, будущий фотограф получил травму и был «уволен с пансионом». Уже тогда он увлекался фотографией. Спустя время, в 1850-х годах, Бергамаско открыл фотографическое заведение, основными посетителями которого стали актёры петербургских Императорских театров.

Среди героинь его визитных карточек — балерины Екатерина Вазем, Мария Петипа, Любовь Радина. Это звёзды классического российского балета в пору начала его расцвета.

К фотографии Карл Иванович относился как к высокому искусству. От конкурентов отличался тем, что тщательно выстраивал мизансцены, свет и создавал фотопортреты в полный рост. Клиенты ценили мастера и за то, что он пользовался услугами художников-ретушёров. Благодаря этому и дамы, и кавалеры выглядели значительно лучше и моложе.

С должности ретушёра начинал и другой российский мастер балетной фотографии, великий консерватор Михаил Гершман. Он родился через три года после смерти Карла Бергамаско — в 1899 году, прожил длинную, интересную и драматичную жизнь. В ней были и своё ателье, и работа в журнале «Огонёк», и Великая Отечественная война, во время которой он снимал сбитые немецкие самолёты и даже штрафбат, и Невский пятачок, где он был одним из немногих, кто спасся. После войны стране были нужны были прекрасные образы мирной жизни, и Михаил Гершман окунулся в работу с артистами, певцами, писателями…

Так, в фотокабинете Театра оперы и балета имени Кирова, где работал мастер, родились студийные этюды, с которых сегодня на нас смотрят солисты ленинградского балета Нинель Петрова, Аскольд Макаров, Татьяна Вечеслова, Наталия Дудинская, Константин Сергеев, Нина Тимофеева.

Фотограф мог часами выстраивать нужную композицию для съёмки, ходил в Эрмитаж, где с лупой разглядывал работы живописцев, чтобы научиться передавать игру тени и света, брал уроки рисунка и изучал анатомию человека. Артисты это ценили. Советская балерина Наталия Дудинская говорила, что лучше Гершмана её никто никогда не снимал, и называла каждый его снимок новой поэмой.

Одна из фотографий Карла Бергамаско. На снимке — Мария Петипа в костюме Венеры к балету «Весталка». Фото из коллекции РОСФОТО

На выставке можно увидеть редкие фотографии танцовщиц Айседоры Дункан и Марии Понна, танцора Александра Каверзнева, балерины Марии Семёновой.

Полная противоположность снимкам Гершмана — фотографии Владимира Зензинова. Он был солистом балета, служил в театре Леонида Якобсона и стал его летописцем. Его снимки — это взгляд изнутри. После его смерти в 2017 году говорили, что Зензинов сочинял свой театр с помощью объектива и плёнки. На одной из его работ в новгородском музее посетители выставки увидят руководителя труппы Леонида Якобсона в момент общения с артистами — кадр переполняют эмоции.

Ещё один петербургский фотограф — Рафаэль Мангутов — в 1980-е годы выпустил цикл снимков о театре балета Бориса Эйфмана. Он тоже далеко ушёл от своих знаменитых коллег — Бергамаско и Гершмана — и отправился на репетиции и спектакли, чтобы перенести балетные страсти в фотографию. Другой мастер Александр Китаев вспоминал: о Мангутове шутили, называя его «единственным Рафаэлем среди фотографов». «Он и держался Рафаэлем — королём Возрождения», — писал Китаев.

Работы самого Китаева, известного городскими петербургскими пейзажами и экспериментами в области абстрактной фотографии, тоже есть в экспозиции — цикл «Звёзды балета», посвящённый примадоннам Мариинского театра. Здесь и Диана Вишнева, и Жанна Аюпова, и Анастасия Волочкова.

Выставка «От классики до модерна. Балетные фотографии из коллекции РОСФОТО» будет работать до 25 октября. (0+)

Теги: РОСФОТО, Карл Бергамаско, Михаил Гершман, Рафаэль Мангутов