Понедельник, 25 ноября 2024

Людмила Данилкина

Живописный шок

Картины Максима Моргунова поражают фактурностью и цветовыми пятнами.

Фото: из архива НЦСИ

В Новгородском центре современного искусства три выпускника Академии художеств показали не совсем академичные работы

В НЦСИ — новая творческая волна. В трёх залах представлены «Неопередвижники» — выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств.

Как рассказал «НВ» руководитель НЦСИ Сергей ПУХАЧЁВ, в этом году в центре прошло несколько выставок академистов:

— Далеко не все наши посетители принимают и воспринимают современные течения в искусстве. И мы им задолжали традиционную, реалистичную живопись. Вот по этой причине сейчас мы выставляем «Неопередвижников».

Правда, сами авторы хоть и имеют классическое художественное образование, но в своих работах всё же отходят от академических канонов. Они пытаются совместить новое и традиционное, реализм и абстракцию. Так, Максим Моргунов — к слову, преподаватель Академии художеств, — разворачивает панорамы неба, лесов, спокойных рек на горизонтальных холстах, стремясь к монументальному обобщению. Он заливает акрилом огромные полотна и начинает играть цветом.

— Сам он говорит, что традиционное художественное образование позволяет ему не ошибаться в сочетании красок. Но при этом он отходит от правил реализма — в некоторых работах намеренно педалирует цветом, часто трактует природу подчёркнуто декоративно. В его картинах читается влияние Эдварда Мунка, а это ведь непризнанный академистами автор, — показывая на холсты, объясняет Пухачёв. — При нашей встрече Максим, обращаясь больше сам к себе, задал риторический вопрос: «Что делать человеку с академическим образованием и современными руками?».

Академизм — это чёткое следование традициям, которые берут начало ещё с античных времен. В интерпретации Сергея Пухачёва, академизм — это старые ответы на новые вопросы.

Второй из неопередвижников — Сергей Данчев. Про него говорят, что он художник-созерцатель. В его зимних и летних вечерах, в его полях и озёрах, в его закатах с горящими небесами, в плавных линиях его лесов — живёт дух поэзии. На выставке есть целая подборка работ — одна и та же церковь, но днём и ночью, на закате и на рассвете, в разных цветовых решениях. Один архитектурный объект, но такой разный!

А вот Андрей Мартьянов — скульптор. Искусствоведы отмечают, что его композиции очень современные и вместе с тем абсолютно традиционные, интересные и просто красивые.

— Понравятся ли не совсем академические авторы новгородскому зрителю, тяготеющему к традиционности? — задаётся вопросом руководитель НЦСИ. — Смысл их творчества, однозначно, не на поверхности. Они цепляют. Знаете, в торговле используется такое понятие, как зона риска — это когда на пути покупателя в разных частях магазина выставляют новые товары. Но тут важно не переборщить с такими предложениями, в противном случае у потребителя будет негативная реакция. Вот и выставка «Неопередвижники» — своеобразная шоковая зона, когда работы балансируют на грани реализма и абстракции. Надеемся, нет, убеждены, что публика их оценит по достоинству.

Добавим, экспозицию октябрьской выставочной волны в Новгородском центре современного искусства можно посетить до 20 ноября.

Теги: НЦСИ, диалог, культура, Великий Новгород, выставки, академизм