Программа нового театрального фестиваля Достоевского обещает зрителю жанровое разнообразие и классический фундамент
Для любителей театра и творчества классика месяц ноябрь и имя Достоевского давно стали синонимами. Уже на следующей неделе в Великом Новгороде и Старой Руссе в 26-й раз откроется международный театральный фестиваль. С 4 по 11 ноября на четырёх площадках будут показаны более двух десятков спектаклей из России и Беларуси.
Об особенностях главного театрального события этого года на Новгородчине «НВ» рассказал Василий ЯН, генеральный директор Новгородского областного театрально-концертного агентства.
— Василий, в нынешнее сложное время начать хочется с вопроса: состоится ли фестиваль вообще и каким будет?
— Фестиваль состоится. Сомнений в этом нет. Мы ощущаем очень серьёзную поддержку от правительства региона. Никогда проект не рассматривался в контексте «сокращать — оставлять». Более того, как и в пандемию, он сохранит статус международного. Два коллектива к нам приедут из Республики Беларусь. Уже ставшее привычным жанровое разнообразие тоже будет. Зрителя ждут классические и экспериментальные постановки, костюмные спектакли, кукольный театр, перформансы. К примеру, одна из самых неоднозначных команд, театр буто OddDance, привозивший к нам спектакль «Архивариус» и телесно-мистическую поэму «RastaИдиот», в этом году снова обещает быть с танцевальным перформансом с живым звуком «Калейдоскоп разочарований».
— Раз уж речь зашла об экспериментах… Как раз работы OddDance собирают много полярных отзывов. Составляя программу, вы ориентируетесь на обратную связь, мнение зрителя или есть другие «точки опоры»?
— Отзывы, действительно, были самые разные. Немало зрителей откровенно признавались: я не уверен, что понял всё происходящее на сцене. Но мы, команда организаторов фестиваля, не готовы делать из этого вывод, что «спектакль не хорош» или зрителю не хватает образования. Возможно, это разные уровни восприятия. Но на то и нужен фестиваль: из многообразия ты выбираешь тот жанр, который любишь. И идёшь получать удовольствие. Либо — хочешь попробовать новое и делаешь это сознательно. В результате понимаешь, зацепило или нет. В рамках фестиваля можно и нужно поэкспериментировать. Мы пытаемся зрителя немножечко просветить. Театр буто — это хорошая возможность. Не смог проникнуться «Архивариусом»? Попробуй ещё раз!
— Стоит ли пробовать, если для многих Достоевский — это костюмная постановка, XIX век?
— А мы с помощью наших гостей говорим, что Достоевский может быть каким угодно. Кстати, в прошлом же году у нас на открытии фестиваля был балет «По ту сторону греха» Бориса Эйфмана. Сколько восторженных отзывов мы получили! И никто, заметьте, не задавал вопрос: почему дамы танцевали не в кринолинах…
На четырёх площадках в Великом Новгороде и Старой Руссе состоятся показы 21 спектакля 19 театральных коллективов из Республики Беларусь, Москвы, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска, Липецка, Магнитогорска, Брянска, Краснодара, Владимира, Великого Новгорода, Республики Татарстан, Ярославской, Воронежской, Псковской областей.
— Приятно увидеть в нынешней афише новгородскую перформанс-группу «Омлет для любимой женщины». В прошлом году они давали «ИдиотКу». А нынче обещают «Идиот²».
— Уже в названии постановки заложена игра. И, конечно, группа не ставит в чистом виде Достоевского, а выдаёт рефлексию на него. И мы понимаем, о чём идёт речь, в свою очередь реагируем. Достоевский достучался до нас таким вот образом. Надеюсь, на этот раз мы тоже увидим глубокомысленное рассуждение. И очень радостно, что у нас в Великом Новгороде появилось такое направление, как перформанс.
— А вот кукольный спектакль в афише есть, но в Великом Новгороде театра кукол, к сожалению, нет…
— Да, и, может быть, именно поэтому мне всегда очень интересно смотреть кукольные постановки. Для нас это всё ещё редкость, во-первых. А во-вторых, всегда важно и непросто преодолевать ощущение, что кукольный спектакль — для детей. Это, конечно, не так. В этом году Набережночелнинский государственный театр кукол привезёт нам спектакль «Кроткая». В афише фестиваля постановки по этой повести случаются не так часто.
— Но в этом году их сразу две! Кстати говоря, очень любопытно изучать разнообразие афиши. Последние годы в программе было много спектаклей по роману «Идиот». А сейчас к нам едут сразу шесть постановок по «Преступлению и наказанию». Случайность?
— Действительно, каждый год получается, что в афише намечается самый цитируемый первоисточник и спектакли по нему. Это не искусственная ситуация, созданная составителем программы. У меня есть ощущение, что интерес к той или иной теме диктует время.
— Традиционный вопрос в преддверии фестиваля: есть ли куда копать? Фестиваль уже 26-й. А Фёдор Михайлович больше не пишет.
— Зато предмет исследования Достоевского — человеческая душа, а она у нас безгранична. По-моему, вот и ответ. При этом я не сторонник подхода, когда акценты в произведении смещаются так сильно, что режиссёр ставит уже собственную идею, прикрывшись именем классика. Но когда в текстах Фёдора Михайловича отыскиваются новые акценты и мотивы, когда удаётся перекинуть мостик и в нынешний день… В этом ноябре будет у нас на сцене интеллектуальный стендап «Дневник Писателя». Хотя, казалось бы, где Достоевский и где стендап? Тем не менее, точка соприкосновения найдена. И в современном модном жанре стендапа будет звучать именно философия Достоевского. Это ли не актуальность классика?
— Чем ещё будет особенен фестиваль?
— В этом году мы впервые попробуем запустить фестивальный мерч. Думаю, будут свитшоты, футболки, значки-пины. Всем нравятся статуэтки, которые получают участники фестиваля. Из года в год в своей характерной манере их делает новгородский скульптор Вячеслав Смирнов. Мы думаем, что на данном фестивале могут появиться миниатюрные значки с копиями этих статуэток героев Достоевского в фестивальной стилистике. И они, наверняка, будут пользоваться успехом у зрителя.
Теги: Достоевский, фестиваль, Великий Новгород, Старая Русса