Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Визуальный портрет поколения

Руководитель ЦСИ Сергей Пухачёв отмечает, что молодёжи в залах становится больше. И нужно, чтобы выставки ребят не разочаровали.

Фото: из архива Сергея ПУХАЧЁВА

Центры современного искусства должны стать местом, где публику не обманут в ожиданиях, где её развлекут и одновременно пригласят к серьёзному разговору об увиденном

О том, какие экспозиции и авторов публика воспринимает лучше, о зрителях, которые ждут, что полотна оживут, как картинки в гаджетах, и о том, что ценно в современном творческом процессе, «НВ» поговорили с руководителем Новгородского центра современного искусства Сергеем ПУХАЧЁВЫМ.

Сергей Борисович, на работе центра современного искусства (ЦСИ) как-то сказалась изменившаяся общеполитическая и экономическая ситуация в стране?

— К нам не так много экспозиций привозятся из-за рубежа, подавляющее большинство — российских авторов, поэтому график выставок не нарушился. А вот крупные музеи, например Эрарта в Петербурге, вынуждены на неопределённое время приостановить международные проекты. Что плохо, ведь миру искусства постоянно нужны новые идеи, новые имена.

Но ведь доступны интернет-выставки? 

— Я не могу себе представить, что тот же Эрмитаж возьмёт и полностью перейдёт на режим онлайн-экспонирования. Видеть полотна вживую совсем не то же самое, что на экране компьютера. Энергетику художника и даже игру цвета электроника не передаст.

Вы и раньше, и сейчас утверждаете, что новгородская публика — консервативна, ей нравятся реалистичные пейзажи, а не работы авангардистов. Неужели за 11 лет деятельности центра зрители совсем не изменились?

— Изменились. В последнее время нередко от людей слышу слово «красиво». Благодарят нас за возможность увидеть нарядное. Но на самом деле наша цель не в этом. У Фёдора Достоевского ведь мало красоты в текстах, но они переворачивают всё внутри, открывают такое о себе, о чём и не знал никогда. Вот и мы, подбирая авторов, их выставками хотим побудить людей размышлять, задаваться вопросами, спорить о живописи, скульптуре… По поводу того, что посетители тяготеют к реалистичному направлению, скажу, что это вообще характерно для россиян — в нашей стране, к сожалению, не получили такого развития, как за рубежом, модернизм, авангардизм. Отсюда и непонимание, неумение читать такие работы. Добавлю, что в последние годы в центр приходит довольно много молодёжи. И это радует. Однако не все из них вдумчиво изучают выставки: стоят перед картиной, но глазами в телефоне — в соцсетях развлекательные видео смотрят. Так что можно сказать, что визуальный портрет новгородской аудитории изменился.

У ЦСИ есть идея создать совместно с Центром музыкальной культуры имени С.В. Рахманинова общую библиотеку по искусству.

Возможно, тем ребятам, которые на выставках в гаджеты смотрят, не хватает виртуальности в экспозициях?

— Думаю, да. Не лишним будет, например, проекционный аппарат, с помощью которого можно добавить цветов в полотно. Или 3D-очки с загруженной информацией о живописце, процессом создания работы или полноценной экскурсией. Технологические «фишки» пойдут на пользу. Однако при этом есть опасность переборщить со спецэффектами, превратить выставку художественных работ в обычное развлекательное действо.

Мы смотрим на картины в реальном времени в реальном зале, и, как ни крути, изображенные на полотне не сойдут с него. А есть варианты, как заинтересовать современного зрителя такой статикой?

— Мы хотим предложить новгородским учебным заведениям формат разговора у картины. На которой, скажем, изображено морозное утро. Кто из детей сейчас знает, каким в такие дни бывает небо, солнце, воздух? Ну, если только кто-то из них специально не полезет в интернет, задавшись этим вопросом… А мы попробуем им всё это показать, и не только на авторах-реалистах, но и на новаторах.

Что отличает современное искусство? 

— Современная культура — это генерация идей. То есть человек может не уметь рисовать, но он подаёт гениальную мысль, воплотить которую доверит другим — как раз тем, кто смыслит в живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, театре, литературе.

Современное искусство — это умение думать, предлагать. Но чтобы рождались прорывные идеи, необходимо перестроить и систему обучения. Когда был в США, то, прогуливаясь по улицам городка, увидел, как педагог и дети столпились в одном месте и смотрели вниз. Подойдя, разглядел, что мужчина, учитель рисования, медленно выливал в канализационный люк ведро красной краски. Я, само собой, поинтересовался, зачем он это делает? Мне объяснили, что идёт занятие, цель которого рассмотреть, как краска смешивается с ржавчиной в канализации — как меняется цвет, какие очертания получаются и пропадают. Я тогда был поражён таким учебным приёмом, который пробуждает интерес у детворы одновременно и к естественнонаучным дисциплинам, и к творчеству, и воображение развивает. У нас же в части художественного образования процесс пока менее креативный. Хотя подвижки есть.

В Центре современного искусства мы стараемся предлагать публике хорошего качества выставки, развлекать и при этом приглашать на серьёзный разговор о визуальной культуре — какая она есть и какую ждём.

Теги: Великий Новгород, культура, НЦСИ, Диалог, Сергей Пухачёв, искусство