Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Спасибо, Фёдор Михайлович!

Спектакль «Рулетенбургъ» по роману Достоевского «Игрок» от московского театра «Школа драматического искусства» сделан по принципу «всё и сразу».

Фото: Сергея ГРИДНЕВА

В Новгородской области продолжается Международный театральный фестиваль Достоевского

Лучшая неделя ноября. Сложно назвать время проведения Международного театрального фестиваля Достоевского иначе. Сложно придумать более благоприятные условия для любителей театра, чем семь дней, в которые на сценах Великого Новгорода и Старой Руссы один за другим, иногда сразу по три в день идут десятки спектаклей. 

Среди участников фестиваля — как государственные театры, так и частные команды. Те и другие год за годом смело переводят классические тексты на актуальный сценический язык.

Документальный детектив, интеллектуальный стендап, ассоциации на темы романа, вольный пересказ, танцевальный перформанс, психологическая драма, быль, история страсти. Каждая форма находит своего зрителя и всякий эксперимент имеет право на существование — таков формат фестиваля.

Объединяет разномастную афишу, конечно, масштабная фигура автора, оставившего после себя мощное, необъятное наследие. Мысли и чувства классика, вложенные в уста его персонажей, в зависимости от реалий дня сегодняшнего звучат менее или более остро, но всегда трогательно, проникновенно и живо. Впитывать их, спорить с ними, осмыслять или отвергать — дело зрителя. В любом случае иметь такую возможность — великое благо.

На новгородской земле фестиваль продлится до 11 ноября, дня рождения Фёдора Достоевского. А это значит, что у жителей и гостей региона ещё есть возможность составить собственное впечатление о спектаклях по творчеству классика.

Классическая трактовка «Братьев Карамазовых» в спектакле Национального академического драматического театра имени Максима Горького даёт зрителю возможность присмотреться к каждому известному «от» и «до» герою и поискать в нём новые черты. Фото Сергея ГРИДНЕВА

Ольга ЛЮБИМОВА, министр культуры Российской Федерации: 

— И вновь Великий Новгород и Старая Русса на несколько дней станут центром театральной жизни для поклонников творчества великого писателя. За годы своего существования фестиваль познакомил зрителей с яркими постановками различных жанров. Событие выросло из регионального фестиваля в смотр международного уровня. Фестиваль развивается, завоевывает новую аудиторию и внедряет современные форматы взаимодействия. Уверена, что в этом году зрителей ждет множество интересных спектаклей.

Елена КИРИЛОВА, заместитель председателя правительства Новгородской области:

— Программа фестиваля Фёдора Михайловича Достоевского очень интересна и насыщенна. В ней представлены самые разные жанры — от классических постановок до новаторских, экспериментальных решений. Уверена, что фестиваль этого года не только традиционно станет масштабным культурным событием в жизни региона, но и позволит поклонникам великого писателя по-новому взглянуть на его произведения и ещё раз переосмыслить его творчество.

Сергей КОЗЛОВ, кандидат филологических наук, театровед, театральный критик:

— Театральный фестиваль — это всегда некоторое романтичное и авантюрное чувство неопределённости, которое развеивается по мере приближения к собственно финалу последнего дня показов. Только тогда становится понятно, насколько фестиваль получился и каким событием стал для региона и тысяч участников — коллективов и зрителей. Сегодняшний мир переполнен разнообразными вызовами — и тревожными, и воодушевляющими, а мы привыкли, что успех определяется некими показателями роста. Это важно учитывать и анализировать. Но есть и другое понимание — жизни. Живой фестиваль или стал рутиной? Так вот фестиваль Достоевского — живой. С такой строгой и трудной концепцией он из года в год умеет удивить, заставляет встрепенуться. И буквально не даёт заснуть, потому что плотность программы высокая. И это далеко не всё из мира театрального Достоевского, что непременно хочется привезти в Великий Новгород и Старую Руссу.

На региональном уровне нам часто кажется, что в столицах происходит самое интересное просто потому, что там большая концентрация интересных людей, снабжённых иными возможностями. Но это иллюзия. Интересные люди создают интересные спектакли и творческие проекты далеко от Москвы, показатель чего — фестиваль Достоевского. В театре небольшого районного города может появиться удивительной силы и глубины постановка, которая посоревнуется со столичной блестящей, дорогой индустрией развлечений. Отсюда и такая широкая география участников. Мы так устроены, что привычно ищем на афише громкие имена и названия, что не сходят с главных страниц медиа. Это будто даёт нам гарантию качества, приобщённости к тому, о чём все говорят. Это и веяние времени, и общественный запрос. Фестиваль поддерживает его, приглашая крупные столичные театры. Но есть ещё и вся огромная Россия, где имя Достоевского не исчезает из репертуара. И вот это тоже жизненно важно. Здесь, на новгородской земле, мы можем видеть и слышать сотни талантливых людей театра. Они, конечно, соперничают за зрительское внимание. И я вижу, что его хватает всем.

Фестиваль Достоевского — один из старейших в своем роде. Он начинался в 1992 году как камерная творческая акция. За годы его проведения в Новгородской области побывали театральные коллективы из десятков городов России и зарубежных стран, тысячи участников.

Яна ЛЕБЕДЕВА, художественный руководитель перформанс-группы «Омлет для любимой женщины»:

— Дело в том, что перформанс — достаточно нишевая история, и не только в Великом Новгороде. Участие в фестивале Достоевского — для нас, безусловно, большая честь и возможность поговорить с новой аудиторией. Фестиваль собирает разного зрителя, и нам важно не зацикливаться в рамках своего круга, а слышать отклики публики с другими интересами. Не менее важно и то, что в рамках фестиваля мы взаимодействуем с профессионалами театральной сферы, у которых многому можем поучиться. Нам ценно, что благодаря фестивалю с его великолепной традицией после выступления мы услышим мнение критиков. В целом можно сказать, что фестиваль для нашей команды означает видимость. Её так не хватает небольшим некоммерческим коллективам. За скобки выведем, конечно, счастье прикоснуться к творчеству Достоевского и пожить в этой вселенной. Это подразумевается.

Михаил МИЛЬКИС, режиссёр Школы лабораторных исследований теорий и практик театра: 

— Формат «интеллектуальный стендап» для «Дневника писателя» выбран отчасти потому, что интеллекта Фёдору Михайловичу было не занимать. А отчасти это звучит актуально. Такой хитроумный маркетинговый ход. Да, это есть. Но есть и нечто ещё. Нам привычно видеть Раскольникова, Карамазовых Достоевского. А дневники писателя — это публицистика, то, что классик говорил от своего имени и мог подписать именем «Фёдор Михайлович». Это именно тот Достоевский, кто не прикрывался литературой и мнениями персонажей, а высказывался от своего лица. Вот это, мне кажется, другой Достоевский — человек вне художественных изысканий, с убийственным чувством юмора и предвестием надвигающихся на мир катаклизмов.

Анастасия МОЛЧАНСКАЯ, актриса: 

— Меня радует, что театральный фестиваль Достоевского набирает обороты и притягивает в Великий Новгород творческих людей из самых разных городов. Спектакли и коллективы, приехавшие на фестиваль, — очень разные. Это позволяет тренировать насмотренность, воспитывать вкус, да и просто окунуться в атмосферу театра, что уже прекрасно!

Спектакли фестивальной программы смотрят жители в других городах области благодаря прямой трансляции в кинотеатры и виртуальные концертные залы.

Семьи мобилизованных граждан могут посмотреть все спектакли бесплатно.

Теги: фестиваль, театр, Достоевский, Великий Новгород, Старая Русса