Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Что бы на это сказал Белинский?

Фото: предоставлено Новгородским литературным объединением «Стилос»

Книжный рынок страны предлагает сегодня огромное количество художественной литературы. Но недостаточно профессиональных критиков, чтобы разобраться, какие произведения хорошие, а какие не стоит читать

Разговор о том, что хорошо в современной прозе и поэзии, а что — плохо, редактор отдела критики журнала «Наш современник» Андрей ТИМОФЕЕВ начал со сравнения:

— Во времена одного из самых известных русских критиков Виссариона Белинского, то есть в XIX веке, всё, что выходило из-под писательского пера, можно было прочитать в тех нескольких литературных журналах, что тогда издавались. Сегодня же печатается в тысячи раз больше произведений…

Сейчас редкий случай, когда в книге есть вступительная статья или отзывы о ней известных литературоведов. Поэтому возникает вопрос: как же читателям без помощи критиков не утонуть в этом книжном море?

— Вы знаете, даже рецензии не всегда являются доказательством качественного текста. Тут всё просто. Издатель, само собой, заинтересован в реализации тиража книги, и совсем не обязательно, что она хорошо написана, возможно, просто тема в ней затронута необычная, модная, резонансная. Что делает предприниматель? Заказывает за деньги анализ содержания. И понятно, что от критика, взявшегося за эту работу, ждут положительной оценки произведения. И чаще всего получают.

Но, может, тогда покупателю стоит обращать внимание в первую очередь на рассказы, повести, романы, которые победили в литературных конкурсах?

— Это однозначно неплохой ориентир, потому что в шорт-лист попадают действительно хорошие авторы. Правда, сейчас у нас не так много общероссийских конкурсов проводится, как хотелось бы. А отсюда и фактор тусовочности: писатели и поэты знакомы, регулярно пересекаются на каких-то мероприятиях и заявляются на конкурсы. И человеку пишущему, но из другой тусовки, попасть в этот пул известных и маститых не так легко.

Возможно, просто сейчас в стране дефицит хороших авторов и именно этим объясняется, что в конкурсных списках одни и те же имена?

— Не соглашусь. Я как руководитель Совета молодых литераторов Союза писателей России часто езжу по регионам, участвую в семинарах, мастер-классах. Так вот, почти на каждом таком мероприятии встречаются ребята, интересные в литературном плане. Мы их в журнале «Наш современник» берём на заметку, следим за их успехами, публикуем достойные произведения. Другой вопрос: чтобы написать хороший роман, нужно проделать колоссальную работу и над текстом, и над собой — и в творческом плане, и в личностном. Не бывает так, чтобы новичок только появился в литературном сообществе и сразу же выдал на-гора гениальный текст.

А о чём пишут молодые авторы?

— По большей части о себе — они излагают, как ощущают себя в этом мире, прислушиваются к своим внутренним переживаниям.

Пишут о себе. Это странно. Если вспомнить всё тот же XIX век, то перу 21-летнего Александра Пушкина принадлежали «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Фёдор Достоевский свой роман «Бедные люди» закончил, когда ему тоже был 21 год. Рассказ «Толстый и тонкий» Антон Чехов написал в 23 года. И это произведения, в которых авторы отнюдь не про себя рассказывают, а серьёзные вопросы поднимают...

— В XXI столетии начинающие писатели и поэты — инфантильны. Не только они, конечно, но и в целом молодёжь. И это, как мне видится, — общенациональная проблема. Да, сегодня нередко можно встретить людей, которым за 30, а они ещё ищут себя, не знают, чем хотят заниматься. Но при этом инфантильность не означает, что ребята плохо пишут. Как я уже сказал, способных прозаиков и поэтов много.

До 5 марта 2023 года идёт приём заявок на IV областной конкурс молодых писателей «НОВГОРОДский ДЕТИнец». Участниками могут стать поэты и прозаики 14–35 лет, проживающие в нашей области.

Андрей, а вас по качеству устраивают те книги, что видите на прилавках стационарных или интернет-магазинов?

— Посредственных произведений много. В настоящее время в стране, если мы говорим о художественной литературе, действует издательство-монополист, на котором завязаны торговые сети. То есть конкуренции практически нет. Возможно, с точки зрения рыночных процессов эта ситуация и является нормальной, но она негативно сказывается на развитии литературы.

Я как специалист в первую очередь интересуюсь работами авторов, которые попали в поле зрения журнала «Наш современник». В торговом же зале мне достаточно прочитать одну-две страницы любой книги, чтобы понять, хорош ли писатель. О его уровне говорят язык, стилистика.

К слову, когда мы, члены правления Союза писателей России, выезжаем в регионы, то часто проводим ярмарки книг поэтов и прозаиков, которых рекомендуем читать. Денежную выгоду при таких акциях не преследуем, наша основная задача — рассказать публике о действительно хороших авторах.

Вы уже отметили, что есть коммерческие критики. А многочислен ли лагерь тех, кто разбирает произведения полноценно, с учётом всех достоинств и недостатков?

— Хороших критиков в России, к сожалению, немного. Наберётся, пожалуй, всего несколько десятков, и их мало кто знает в широкой читательской аудитории. Одним из лучших специалистов считаю Алексея Татаринова из Кубанского государственного университета.

Я в журнале являюсь редактором отдела критики. Так вот, если у коллег, отвечающих за прозу или поэзию, в плане номеров на первое полугодие 2023 года уже нет свободных мест — так много достойных печати авторов, то для меня является проблемой набрать публикации.

В этом году мы при поддержке Фонда президентских грантов провели Международный конкурс имени Константина Леонтьева. В номинациях была и критика, благодаря чему удалось-таки собрать хорошие работы и давать их на страницах журнала.

Быть литературным критиком нынче не в тренде?

— Эта тема куда сложнее, чем на уровне «модная» или «не модная» сфера деятельности. Те, кто сейчас в стране профессионально занимается литературой, бьют во все колокола: объём изданий большой, однако серьёзно об их наполнении практически некому говорить. В итоге падает и читательское качество, и писательское, да и у критиков тоже. И решить проблему только авторам или даже совместно с литературоведами — не под силу. Это вопрос и к организаторам книжного процесса.

«Сейчас литература призвана пытаться проникнуть вглубь человека, осознавая и открывая всю сложность его душевного мира, всю бездну возможного падения и всю пронзительность раскаяния и милосердия. И речь идёт не только об исследовании вечной природы человека, но и об ответе на вопрос, что нового современная эпоха может открыть внутри нас, как она изменяет нас и как мы сами можем изменяться и двигаться к извечному нравственному идеалу в новых исторических условиях».

Вы сказали, что к коллегам по цеху тоже есть вопросы…

— Сейчас мало специалистов с мощным базисом. Да, в Литературном институте и в университетах культуры есть спецкурсы по нашему профилю. Но сейчас в критику приходят в основном много читающих и пишущих людей. Что само по себе и неплохо, однако этого бывает недостаточно для глубинного анализа текстов.

А если мы возьмём, к примеру, советский период, то там многие ведущие критики, например Юрий Селезнёв, Андрей Турков, Вадим Кожинов и другие, вышли из академической среды: они долго занимались литературоведением, а уже потом стали критиками. То есть у них была крепкая основа — научная, исследовательская, они своими работами очень высокую планку задавали. Сегодня же крайне мало интеллектуально сильных критиков.

Но в последние годы Союз писателей России и отделения в регионах серьёзно взялись за работу с авторами, в том числе молодыми. И в Великом Новгороде тоже — здесь действует школа для начинающих поэтов, прозаиков, критиков и переводчиков. Конкурсы организуются, альманах «Новгородский детинец» стал межрегиональным, запущен сайт областного Совета молодых литераторов, с успехом прошёл фестиваль, собравший вместе ведущих специалистов Союза писателей, студентов, начинающих творцов, представителей литературных клубов из районов вашего региона. Общение получилось полезным и продуктивным. Думаю — нет, уверен, что последует продолжение.

_____________________

Андрей ТИМОФЕЕВ — прозаик, литературный критик. Автор книги «Навстречу», романа «Пробуждение». Победитель III литературного славянского фестиваля «Золотой витязь». Лауреат премии им. И.А. Гончарова в номинации «Ученики Гончарова» (2013), премии «В поисках правды и справедливости» (2015), премии им. А.Г. Кузьмина журнала «Наш современник» (2016), премии благотворительного Фонда им. В.П. Астафьева (2022).

Теги: литература, книги, критики