Воскресенье, 22 декабря 2024

Василий Дубовский

Колыбель гения

Тимофей КОЛЫВАЕНКО, студент колледжа искусств им. С.В. Рахманинова, лауреат: «Музыка Рахманинова — очень глубокая, духовная и жизнеутверждающая, несмотря на трагические события в жизни композитора, вынужденную эмиграцию. Она передаёт его веру в Бога, в справедливость, в Россию».

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

В Новгородском музее-заповеднике 1 апреля откроется выставка, посвящённая юбилею Сергея Рахманинова

Накануне этого события, приуроченного к 150-летию великого музыканта и композитора, родившегося на новгородской земле, музей презентовал исторический рояль «Блютнер».

По словам заместителя генерального директора НГОМЗ Олеси РУДЬ, выставка станет и эмоцией, и воспоминанием, и открытием. Её устроители задались целью дать наиболее полное представление о наименее известном периоде жизни Рахманинова — его новгородском детстве. В экспозиции будут представлены материалы из архивов, библиотек, музеев, частных коллекций, а также предметы, найденные при раскопках в усадьбе Онег.

А ещё будет много музыки. И тут главную роль сыграет недавно приобретённый музеем-заповедником рояль. Нет, это не в буквальном смысле рахманиновский рояль, как поторопились сообщить наши коллеги из федеральных СМИ. Едва ли Сергей Васильевич музицировал когда-либо на данном инструменте — такое совпадение было бы из разряда чудес. Музей приобрёл рояль, не принадлежавший, а современный Рахманинову.

Почему именно «Блютнер»? Потому что сам композитор любил инструменты этой немецкой фирмы. Известно, что, уезжая в Америку, он сказал: «Я взял с собой жену и свой дорогой «Блютнер».

— Мы вышли на создателя, директора и хозяина единственного в России частного музея-мастерской роялей Алексея Ставицкого, — рассказывает советник генерального директора НГОМЗ Исак ФРЕЙД-МАН, — и он нашёл для нас инструмент, привёл его в достойный вид и помог доставить в Новгород.

Заметим, что главный «роялист» страны, отрекомендовавшись ещё и лучшим в России грузчиком роялей, обеспечил доставку инструмента прямо в зал на третьем этаже музея.

Инструмент — 1900 года выпуска, номерной. Теоретически есть шанс выяснить его родословную: какими судьбами он попал в Россию, чьи руки касались этих клавиш.

В день открытия выставки «Рахманинов. Колыбель гения» прозвучит концерт — музыкальные моменты, прелюдии и обработки Рахманинова.

— Сергей Васильевич делал замечательные обработки произведений других композиторов, — напоминает преподаватель Новгородского областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова Лилия МАКСИМОВА.

Посетители, они же зрители и слушатели, оценят эти произведения в исполнении студента 4 курса колледжа искусств, лауреата международных рахманиновских конкурсов Тимофея Колываенко. А пока Тимофей порадовал своей игрой на историческом рояле представителей новгородских массмедиа, собравшихся на презентацию рояля. Нечасто поход за новостью бывает «приятным, матовым и с хорошим акустическим заполнением». Как звук «Блютнера» в оценке пианиста.

Теги: Великий Новгород, колледж искусств, Рахманинов, музыка, культура