Пятница, 17 мая 2024

Мария Клапатнюк

За строкой поэта

В Великом Новгороде экспонируются 30 силуэтов, повествующих о жизни Пушкиногорья.

Камерная выставка, погружающая гостей в атмосферу Пушкиногорья, открылась на минувшей неделе в конференц-зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника. Проект «Пушкинской строкой… В цвете теней. Силуэтные композиции» знакомит зрителя с тремя десятками графических работ члена Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств Натальи АКСЁНОВОЙ из фондов Пушкинского Заповедника, сотрудником которого является художник.

Композиции Натальи Аксёновой, созданные в технике силуэта, повествуют о неторопливой жизни русской усадьбы с прогулками, чтением, балами и музыкальными вечерами. Рядом с образом Александра Пушкина посетители узнают его знаменитого предка Абрама Петровича Ганнибала, а также героев литературных произведений, написанных или задуманных в Михайловском.

По мнению искусствоведов, работы Натальи Аксёновой поражают серьёзностью, искренностью, лёгкостью и при этом глубиной. Куда бы художник ни обращала свой взор, она настойчиво зовет зрителя остановиться, всмотреться вдумчиво, неторопливо и любовно. Отпечаток серьёзности лежит и на портретах, и на жанровых картинах, и на иллюстрациях к пушкинским произведениям, где люди действуют, выражая собственные чувства.

Силуэты Натальи Аксёновой пленяют таинственной недоговорённостью и тонкой грацией. Чёрная линия на белом листе бумаги — вот простейший элемент, из которого создан художником мир теней. Он полон своеобразной прелести усадебного бытия времен эпохи Просвещения и Пушкина.

— Главное, чего требует силуэт как искусство, — высокий уровень мастерства художника. И хотя силуэт малоподвижен, он верен традициям, уходящим в далёкое прошлое. Порою еле заметными, но все же очевидными нитями он связан с седой древностью: и с наскальными петроглифами, и с египетскими фресками, и с античной вазописью. У истоков русского силуэтного искусства стоял Фёдор Петрович Толстой, которого Пушкин мечтал увидеть иллюстратором своих произведений. Предпринимая в 1825 году издание стихотворений, Пушкин собирался заказать ему виньетку и писал из Михайловского в Петербург брату Льву Сергеевичу и Петру Плетневу: «Что, если б волшебная кисть Ф. Толстого?». В это же время поэт упомянул в IV главе «Евгения Онегина» о «чудотворной кисти» художника, — напомнили в музее-заповеднике.

Магия силуэта по-прежнему привлекает многих мастеров, так как этот вид графики будит воображение и мысль. И об этом красноречиво говорят композиции Натальи Аксёновой.

Теги: Пушкин, музей, выставка, Великий Новгород