Пятница, 22 ноября 2024

Надежда Маркова

Формула любви

Что такое дружба? На этот вопрос стараются ответить герои спектакля «Вафельное сердце» по одноимённому произведению Марии Парр в постановке санкт-петербургского театра «Кукольный Формат».

Фото: Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Чем запомнился XVII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»

В конце апреля Великий Новгород вновь стал центром театрального притяжения. Зрители увидели 10 спектаклей по мотивам произведений Чехова, Толстого, Маршака, Чуковского, Шекспира, Еврипида, побывали на лекциях и обсуждениях театральных постановок. Подвести итоги фестиваля «НВ» попросили пресс-секретаря театра для детей и молодёжи «Малый», шеф-координатора фестиваля «Царь-Сказка» Татьяну БОБРОВУ.

Фестиваль состоялся. Да здравствует новый фестиваль? С какими мыслями идёте дальше? 

— Самое главное, что фестиваль «Царь-Сказка», как говорят космонавты, прошёл «штатно» — когда всё задуманное осуществилось, зритель получил заряд эмоций, театры — возможность встречи. Фестиваль — всегда сложносочинённая «формула любви», потому что только из любви вырастает большое событие, которым хочется поделиться. А наш театр уже сам готовится уехать на фестиваль в Москву — в мае спектакль «Лебединое озеро» получил приглашение показать нашего Чайковского, постановку режиссера Надежды Алексеевой, на Международном театральном фестивале «Театр кукол без границ». Уже 22 мая будем играть танец маленьких лебедей для московской публики.

Татьяна, всем казалось, что ковидные времена будут самыми тяжёлыми — фестиваль был ограничен в возможности летать между государствами, прямо в момент фестивальных показов ввели кьюаркоды. Но и этот год показал, что нужно адаптироваться к новым реалиям. 

— Действительно, кажется, что ковидные годы прокачали нам цифровой навык диджитализации — то, что можно было привнести в 2023 году через Интернет. На мой взгляд, удачным форматом стали онлайн-обсуждения с критиками: ВК-проект «Фестивальный ток» с удовольствием смотрели и сами театры, и зрители. А невозможность привезти спектакль из далекой Бразилии (это было бы адски дорого для бюджета фестиваля) мы превратили в показ бразильского спектакля онлайн, в тесный контакт с бразильским центром театров для детей и молодёжи. Китайский спектакль, например, у нас прошёл в формате предпремьеры сначала для китайских студентов из НовГУ в Китайском уголке «Читай-города»: они получили своеобразный привет от театра из Пекина. А на следующий день спектакль вышел онлайн для всех зрителей. И хочу сказать, что онлайн-показы смотрели не только новгородцы, но и российские зрители, и зарубежные коллеги.

Фото Марины ВОРОБЬЁВОЙ

Несмотря на сложности программа нынешнего фестиваля, как и прежде, была очень насыщенной. Что нового появилось?

— В этом году я очень радуюсь специальной программе «Лекторий», которая расширилась и заняла новые городские локации. Получать с помощью фестиваля новые знания о театре, о культуре — это важная задача. Нина Дашевская, писатель, автор многочисленных книг для детей и подростков, прекрасно находит общий язык с молодой аудиторией. И когда мы стали размышлять, что здорово было бы сделать мастер-класс, то сразу подумали, что подростки, аудитория наших спектаклей, наверное, были бы рады узнать, как создаются тексты, как написать о том, что тебя волнует, и спросить об этом у настоящего писателя. Так возникло сотрудничество со школой «Тукей», где дети за несколько недель до старта мастер-класса сделали большой стенд, посвящённый творчеству Нины Дашевской, внимательно читали и изучали её книги.

Атмосфера на мастер-классе «Незначительные события, из которых складывается жизнь» оказалась самой демократичной и дружественной. Никто не собирался успеть написать книгу за несколько часов, но знаю, что подростки получили прививку уверенности в своих силах, в возможности писать о том, что тебя окружает, и создавать текст из окружающих событий. Для меня ещё было важным, что на мастер-класс пришли и учителя. Потому что им стало интересно, как автор находит общий язык с их учениками.

Какое место сегодня занимает театральная афиша? Это к вопросу о выставке театрального плаката из Бразилии, которая и после фестиваля продолжает работать в фойе «Малого». Казалось бы, в цифровую эпоху достаточно сделать рассылку онлайн-афиши.

— На Авиньонском фестивале во Франции перед его началом объявляют день, когда можно клеить афиши. И тогда центр города просто оккупирован огромной волной афиш всех мастей — таким образом театры до сих пор привлекают зрителя. Это — маяк зрительского внимания.

На прошлых фестивалях мы представляли и Швецию, и Францию, и Польшу, но в этом году буквально отправились на другой конец света, в Бразилию, потому что об этом театре мы знаем очень мало. Можно сказать, что мы повторяли географию, получив более 20 афиш из таких городов, которые я слышала только в учебнике: Форталеза, Уберландия! И там тоже есть театр для детей! И мне очень приятно, что бразильские коллеги, глава АССИТЕЖ Бразилии Клейтон Эвхаристе с особым вниманием подошли к отбору афиш, показав интересные работы художников над концепцией рисунка. Это не просто «давайте сделаем фото из спектакля, и вот готова афиша», это художественные образы разных спектаклей.

Фестиваль — это ещё и повод встретиться с организаторами других фестивалей. Чем сегодня живёт театральное движение в мире? 

— Юлия Клейман рассказала о первом фестивале для подростков в Санкт-Петербурге с отличным названием «В СМЫСЛЕ?». Наверное, это самый частый вопрос, который тинейджеры задают и могут одной фразой выразить недоумение и требование, а театры задают вопросы аудитории через свои спектакли.

Артур Гукасян, президент Международного театрального фестиваля «Хай-Фест» в Ереване, делает самый крупный и уважаемый в мировом сообществе фестиваль в Армении — делает это ежегодно, собирая мощную программу (в этом году у него спектакль с участием Джона Малковича), объединяя волонтёров. Он прочитал лекцию в НовГУ о том, как большое культурное событие в городе изменяет среду, как можно перевернуть мышление горожан, публики в сторону культуры. Видели бы вы горящие глаза студентов! Мне кажется, что они уже были готовы рвануть волонтёрами на ближайшее культурное мероприятие и менять мир.

Конечно, фестивали возрождаются, и практически все организаторы размышляют, как поменялись правила игры, зачем нужны большие встречи театров и публики в мире, даже как сделать фестивали экологичнее и инклюзивнее в современном обществе. Фестивали — как люди, они размышляют, как теперь жить дальше.

Теги: Царь-Сказка, фестиваль, театр, Великий Новгород