Новгородские участники Национальной театральной школы богаты идеями: от службы сопровождения до школьных студий, от малышковых постановок до лаборатории современного зрителя
С Великого Новгорода начался второй сезон Национальной театральной школы (НТШ), которую организуют Александринский театр и Ассоциация национальных театров страны при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Директор Александринки Сергей ЕМЕЛЬЯНОВ объясняет, что НТШ — это резидентская выездная программа для молодых менеджеров культуры и искусства. Профессорско-преподавательский состав ведущих вузов страны в течение нескольких дней нон-стоп проводит лекции, практические уроки, проектные сессии на местах для тех, кто причастен к театру, — представляет постановки, выходит на сцену, занимается продвижением, проектами, гастролями…
Регионы, где проводится обучающий курс «Основы менеджмента в современном национальном театре», проектным офисом НТШ определяются на конкурсной основе. Прошёл отбор и Новгород.
Сергей ЕМЕЛЬЯНОВ, директор Александринского театра:
— Наш выход за пределы Александринки обусловлен стремлением сделать так, чтобы театральное образование для менеджеров, которое не так сильно сейчас развито, было доступно всем деятелям культуры.
Монолог и диалог
Новгородский курс школы — это 35 человек разных возрастов и направлений сценической деятельности. В течение трёх дней они слушали лекторов, обсуждали насущные проблемы театров и способы их решения, в группах предлагали идеи развития того или иного направления, обосновывали их в ходе презентационных блоков.
По словам Елены БАРКАНОВОЙ, представителя Новгородского областного театрально-концертного агентства, сегодня у многих специалистов, работающих в культуре, — универсальный функционал, то есть нет, как раньше, узкой специализации — один занимается исключительно литературной частью в театре, второй — гастролями, третий — рекламой. Часто всеми этими вопросами ведают один или два человека, и им важно владеть инструментами, дающими хороший результат.
— Нет готовых рецептов продвижения театрального продукта, тут работают все те же методики и схемы, что и в других отраслях экономики. Но эффективных кейсов много, причём в одной сфере они показывают более высокий результат, в другой — меньший. Преподаватели школы, изучавшие их и в теории, и на практике, делятся с нами результатами, дают рекомендации по использованию для разных сценических организаций. И это очень полезно, — прокомментировала Елена Владимировна.
Заместитель худрука «Малого» Татьяна БОБРОВА добавила, что школа собрала на одной площадке представителей самых разных театральных сообществ — от государственных до частных, от социальных проектов до новгородских педагогов, готовящих будущих постановщиков и актёров:
— Обычно, когда в городе на официальном уровне заходит речь о театре, то обсуждают работу двух организаций: «Малого» и драматического. А на самом деле театров в Великом Новгороде много, и все они достойны внимания и участия властей. И очень хорошо, что Национальная театральная школа собрала всех нас вместе — сообща в командах мы продумали вполне выполнимые идеи-пилоты.
В Великом Новгороде дан старт второму сезону Национальной театральной школы, который продлится полтора года и объединит свыше 30 регионов России и государства-партнёры.
Где взять «готового» зрителя?
Шесть команд работали над проектами, которые в финале сессии оценил Сергей Емельянов.
Первая группа решила запустить театр с пелёнок, или, как его ещё называют, беби-театр. Инициаторы сразу обозначили, что эта задумка носит социальный характер, ориентирована на молодых родителей и на малышей от восьми месяцев до трёх лет.
Директор Александринки отметил, что акцент на детской аудитории — точно выигрышный. И провёл данные маркетингового исследования в сфере туризма: один ребёнок приводит за собой троих взрослых.
Вторая творческая команда готова опробовать в действии лабораторию современного зрителя. В регионе сейчас действуют три фестиваля: «Царь-сказка», уличных театров и по произведениям Ф.М. Достоевского. Разработчики пилота предлагают за месяц до их начала запускать для людей, интересующихся сценическим искусством, мастер-классы, интенсивы, встречи с организаторами, которые помогали бы публике лучше разбираться в современных постановках, форматах визуальной передачи информации, в целом в процессах, происходящих в театральном мире.
— Все мы, кто работает в театре, хотим, чтобы к нам приходила подготовленная публика. А где её взять? Как работать с аудиторией, которая не понимает, зачем в фестивальной программе, скажем, пять «Идиотов» Достоевского? Зрителя можно и нужно готовить самим, — объяснили суть лаборатории её инициаторы.
Следующая команда озаботилась проблемой школьных театров. В планах федерального Минпросвещения — до конца 2024 года в каждом общеобразовательном учреждении страны создать такой коллектив. Но где найти для них худруков? Какие задачи будут ставиться перед этими студиями? Слушатели НТШ хотят разработать программу для педагогов школ Великого Новгорода и за следующий учебный год подготовить руководителей для ученических сценических сообществ.
Емельянов в данном вопросе посоветовал коллегам исходить всё же из интересов профессиональных театров:
— Мне кажется, что если все школьные коллективы начнут нацеливать ребят на поступление в театральные вузы, из этого ничего хорошего не выйдет. Уже сейчас на рынке переизбыток артистов. Но однозначно полезно строить работу ученических групп с целью общего разностороннего развития детей, готовить эрудированного зрителя для наших с вами постановок, — высказал мнение директор Александринки.
Он добавил, что труппы театров вполне могут поучаствовать в работе школьных творческих объединений. Артистам, которые задействованы не во всех спектаклях, не возбраняется время от времени заходить в гости к школьникам и рассказывать про театр от первого лица — о ролях, о подготовке всех цехов к постановкам, о драматургических жанрах и о многом другом в мире Мельпомены.
— Мы в Александринке в таком формате работаем с учениками, которые принимают участие в олимпиадном движении, — собираемся компанией специалистов разных сценических направлений и едем в школы. И просто ведём диалог. И всегда после такого нашего культурного десанта значительно увеличивается количество билетов, проданных на спектакли нашего театра по «Пушкинской карте», — заметил в заключение Сергей Емельянов.
Участниками первой резиденции Национальной театральной школы стали 450 менеджеров культуры и искусства, представлявшие 189 учреждений нашей страны и зарубежья.
* * *
Обучающая программа Национальной театральной школы в Великом Новгороде завершилась. Эксперты проанализировали кейсы всех команд — оценили их с точки зрения возможности реализации, бюджета, дальнейшего развития, ведь ещё одна из задач НТШ — отбор лучших проектов, их доработка и подача на участие в грантовых конкурсах.