Воскресенье, 22 декабря 2024

Анна Мельникова

По следам новгородского гусляра Словиши

Коллективам «Алькáнтар» и «Фолк по-ГОСТ» удалось удивить публику представлением в средневековом духе.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

В Великом Новгороде устроили праздник для любителей фольклора и музыкальных древностей

Генезис струнодержателей, способ игры на удмуртском крезе, каталогизация карельских кантеле, звуки нарсьюха народа ханты, музыкальное искусство казахского кобыза — лишь часть того, что обсуждалось в рамках лекционной составляющей трёхдневного фестиваля музыкальных древностей «Словиша».

От лекций до вечёрок 

За семь лет он сумел приобрести поклонников в разных городах России и за её пределами. На него с удовольствием приезжают искусствоведы, культурологи, инструментоведы. В этот раз были специалисты из Российского этнографического музея, Шереметевского дворца — Музея музыки, музея-заповедника «Кижи». Между тем академизм в нём гармонично сочетается с концертами и мастер-классами. А в неформальном общении на вечёрке, с танцами да под живую музыку, идей по формату и содержанию фестиваля рождается не меньше, чем в кабинетах его организаторов.

— «Словиша» — не только культурное и просветительское событие для новгородцев и гостей города, но и возможность профессионального и творческого общения людей, увлечённых музыкой и традиционной культурой разных народов. Но главное: фестиваль вдохновляет на новые проекты, действующие как во время его проведения, так и после него, — сказал на открытии фестиваля его куратор, председатель комитета культуры администрации Великого Новгорода Константин ХИВРИЧ.

В этом году одной из площадок «Словиши» стали залы областной филармонии. В её экспозиционном пространстве можно было познакомиться с предметами выставки «Русский гудок. Народная скрипка». Задумывалась она для того, чтобы после её просмотра у посетителей сложилось устойчивое представление, что исполнение народной музыки на смычковых инструментах и их изготовление в крестьянской среде — явление самобытное и заслуживающее возрождения в современной практике.

Информационно-иллюстративный материал выставки послужил ещё и оптимальным фоном для научно-практической конференции «От Словиши до электрогуслей», где также говорилось, что изучать гусли и прочие родственные им струнные щипковые инструменты без того, чтобы не извлекать из них музыку, невозможно.

Автограф из Средневековья 

Глубоко символичным её моментом стало то, что началась она с доклада специалиста по музыкальной археологии Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина, старшего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника Антона КАМЕНСКОГО «45 лет звучания после векового забвения» об истории открытия и реконструкции пятиструнных лирообразных гуслей с надписью «Словиша». Они-то и дали название фестивалю.

Три фрагмента тех самых гуслей были обнаружены в 1975 году на Троицком раскопе, в слоях 1070–1080 годов, на территории двора богатой усадьбы. О том, что была она не простой, свидетельствовали янтарные перстни, бронзовые булавки, ожерелье из аметистовых бус и прочие предметы роскоши. Исследователи отмечают, что гусли использовали гораздо раньше, поэтому находку следует относить к середине ХI века.

— В Новгороде таких инструментов обнаружено 19, но два из них в настоящее время не удалось найти в музейных коллекциях. Дело в том, что в советские годы многие предметы из новгородских раскопов распределялись в том числе и по столичным музеям, — сообщил Антон Каменский. — Гусли с надписью «Словиша» стали единственными, у которых сохранился большой фрагмент корпуса. И это было сенсацией. Хорошая сохранность позволила Владимиру Ивановичу Поветкину сделать реконструкцию инструмента в 1978 году.

Задание отреставрировать древние гусли он получил от Новгородского музея. Их оригинальные элементы мастер совмещает со свежей древесиной. Это был единственный раз, когда Владимир Иванович сделал нечто подобное. Потом в своей публикации от 1986 года учёный отметит, что поставленная ему задача была нецелесообразной. Применение современного клея приводит к тому, что археологическое дерево меняет структуру и превращается в новый, искусственный материал.

«В результате из разнородных материалов сложилось весьма хрупкое сооружение, именуемое оригиналом. Естественно, не приходит и мысли настроить хотя бы одну струну на таком документе, дабы не развалить его», — напишет Владимир Поветкин.

Потом он создаст первую в СССР звучащую реплику в соответствии с породой и пропорциями, которые были у средневекового инструмента. Сегодня гусли, максимально приближённые к подлиннику, изготавливает его ученик Антон Каменский. Сейчас новгородский специалист по экспериментальной археологии занят реконструкцией, где применяет только столярные инструменты, сделанные по технологии ХI века. Обещает, что испытание гуслей с жильными (кишечными) струнами — а скорее всего такие, а не бронзовые были в ходу в Средневековье — состоится в конце года.

Некоторое время для учёных была загадкой и этимология слова «Словиша». Предполагали, что происходит оно от слова «славия», что значит соловей. Однако версия, в которой гусляр сравнивается с птицей, обладающей мелодичным голосом, хоть и поэтичная, но не выдерживает критики современных лингвистов.

В марте на кафедре археологии исторического факультета МГУ по этому поводу даже состоялся онлайн-семинар. Оказывается, ранее исследователи не обращали внимания на то, что надпись на гуслях состоит из двух частей: собственно «Словиша» и плохо читаемой монограммы, обозначающей глагол «пьсле». Благодаря изображению переплетения трёх букв у специалистов не осталось сомнений, что это именно автограф. Гусляр специально вырезал своё имя на той части инструмента, которая была наиболее видна тому, кому он играл. К слову, открытие помогла сделать фотография, что на заставке страницы фестиваля в соцсети.

Музыка эпохи «из варяг в греки»

Впрочем, на фестивалях лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть. Участники «Словиши» выступали под открытым небом в музее деревянного зодчества «Витославлицы», на сценах филармонии и уличного театра «Садко». Он объединил 30 творческих коллективов с разными направленностями и предпочтениями.

Ансамбль «Алькáнтар» из Москвы воссоздаёт европейскую музыку от I до ХVII веков. Инструменты заказывает у мастеров, которые восстанавливают их по изображениям и сохранившимся оригиналам. Более того, руководитель ансамбля Юрий ПОСЫПАНОВ изучает трактаты и манускрипты.

Для новгородцев команда подготовила программу «Из варяг в греки». Юрий громко и распевно читал стихи на древнескандинавском и среднегреческом языках под музыку времени, когда ещё существовала Византия. Ни одного слова на русском он не произнёс. Неожиданным, но весёлым моментом концерта, погрузившим людей в атмосферу средневекового праздника, стал выход скоморохов в народных карнавальных костюмах мастерской «Фолк по-ГОСТ».

— Перед ансамблем стояла непростая техническая задача, — признался Юрий. — Нужно было выступить с репертуаром, который был бы связан если не с Новгородом, то хотя бы с Русью. Подобрать подходящий материал было непросто. Я с трудом нашёл скандинавские саги, в которых не просто упоминается о Гардарике, а рассказывается о некоторых событиях в ней. Обычно мы выступаем на фестивалях исторической реконструкции. Но «Словишу», который посвящён исключительно музыке, не могли пропустить. Получить на него приглашение — для нас большая честь. Приятно, что не только концерты, но и лекции собирают большое количество людей.

Теги: Словиша, фестиваль, Великий Новгород