Пятница, 10 мая 2024

Редакция

Норвежский хор

Постановка дарит ощущение уюта, становится уроком свободы, честности и дружбы.

Фото: из архива театра «Малый»

Есть истории, от которых душа поёт

Именно с этой поющей души и начинается новый премьерный спектакль «Вафельное сердце» в Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый». Норвежский хор обитателей маленькой коммуны на острове Щепки-Матильды исполняет сначала короткое музыкальное вступление, распевая на разные лады имена главных героев. Хор как объединение людей, хор как многоголосие этой книги и тонкая музыкальность всех его обитателей. Невозможно не подпевать, потому что присоединиться к этой истории зрителю очень хочется.

В трогательном и смешном спектакле режиссера Надежды Алексеевой есть уникальный баланс доброты и участия: книга Марии Парр «Вафельное сердце» дарит скандинавское ощущение уюта, становится уроком свободы, честности и дружбы для всех героев. Два хулиганистых подростка регулярно ставят на уши своими проделками семьи, одноклассников и жителей деревушки.

Трилле — его роль искренне, надрывно и с подростковым азартом играет молодой актер Данила Бурсин, недавний выпускник НовГУ, — готов дружить с Леной несмотря на то, что она девчонка, к тому же единственная в классе. Именно её он считает своим лучшим другом и готов с ней в огонь и воду. Прыгать из окна? Трилле тащит матрас и веревку! Ехать на мопеде без страховки вместе с дедом? Трилле готов и искренне ждёт, что Лена признается… нет, не в любви, а в том, что она — его лучший друг.

Марина Вихрова в роли Лены — настоящий ураган, неуправляемый подросток, состоящий из локтей, угловатостей, насмешек и шишек. Она двигатель всех приключений и чуть-чуть обижена на весь мир, потому что мир чертовски не идеален.

Тема семьи и её важности — та самая главная нить повествования, щедрая душой Баба-Тетя (в этой запоминающейся роли актриса Юлия Степанова) печет лучшие в мире вафли в форме сердца. Кажется, что ещё чуть-чуть — и ощутишь их запах и тепло. Баба-Тетя не заигрывает в добрую бабушку, хотя обаятельно и щедро кормит внуков вафлями, она искренне делится даже грустными воспоминаниями — как в Новый год детям дарили апельсин, а во время войны… нет, деточка, не дарили во время войны апельсины. И повисает пауза, в которой склоняются все герои, как над семейными фотографиями и воспоминаниями о войне, когда от нацистов надо было прятать радио или думать совсем не о вафлях. Это крохотный эпизод, но он дает щемящую ноту посреди бурных и действительно смешных приключений Трилле и Лены. Всё для того, чтобы острее ощутить важность и теплоту тех самых вафельных сердечек, которые даже едят хором.

Для главных героев Трилле и Лены все их приключения и катастрофы — этапы взросления, гомерически смешные и озорные: вот Лена болеет ветрянкой и показательно вздыхает, что никто не пришел на день рождения, а вот они уже свернули на санках с горы и оба страдают от переломов и шишек. Зал реагирует смехом и не стесняется всхлипнуть, когда Баба-Тетя уходит в мир иной, — потому что узнать об уходе близких тоже этап жизни. И с ним герои пытаются справиться вместе, решив, что от Бабы-Тети остается память — рецепт самых вкусных вафель в форме сердца.

В спектакле играет вся труппа театра «Малый» вместе с совсем молодыми актёрами, выпускниками НовГУ.

Этот спектакль идет в двух действиях, но кажется, что антракт здесь только передышка между смешными авантюрами. И главным остается чувство общности, когда человек человеку — друг и готов подарить свое сердце другому с той же искренностью, с которой в финале дети аплодируют взрослым, сыгравшим «Вафельное сердце».

Ирина Миллер

Теги: Великий Новгород, театра, Малый, Вафельное сердце