Вторник, 14 мая 2024

Анна Мельникова

Венцы и сороки

Мастер Анастасия Каменская предпочитает носить народные сарафаны и в жизни.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

В Великом Новгороде открылась выставка реплик предметов ушедшей моды

Выставка «Что к лицу, то и красит» в Новгородском областном Доме народного творчества объединяет несколько экспозиций — кукольную, девичьих и женских головных уборов, народных костюмов и аксессуаров, а также вышитых полотенец. Всё изготовлено руками талантливых новгородских женщин — сотрудниц Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина: Марины ПОПОВОЙ, Анастасии КАМЕНСКОЙ, Ольги ШАДУРСКОЙ. Их совместная коллекция даёт представление о том, что считалось модным и престижным в народной среде 100–200 лет назад, как складывался национальный идеал изящества и утончённости красавиц Русского Севера.

Первоклассный специалист по золотому шитью Ольга Шадурская много лет занимается изготовлением сорок — головных уборов с наличием «хвоста» и клиньев, которые завязывались сзади. Носили их замужние. Вообще, в старину по тому, как и чем украшалась голова женщины, окружающие получали информацию о её социальном статусе, семейном положении, возрасте.

Впрочем, и сейчас многие поймут, что венцы, расшитые златом и жемчугом, выглядящие как корона, девушки могли надеть только в свой самый знаменательный день — на свадьбу. Такие убранства в соответствии с народными образцами создаёт рукодельница Марина Попова. Ещё с 1980-х годов она увлеклась разгадыванием, из каких деталей и по каким правилам складывались русские народные костюмы. Имея высшее музыкальное образование, она сравнивает узоры вышивок и орнаменты плетений с музыкой:

— Это дело затягивает на всю жизнь. Сейчас мастера какие-то знания получают из Интернета. Благодаря ему делятся друг с другом опытом, общаются. Когда я начинала, не так много было информации, материалов, фурнитуры. С другой стороны, в то время можно было приобрести необходимую ткань, например нужный шёлк для сарафанов. В наши дни подобный купить уже сложно.

В 1990-е годы Марина Николаевна шила для участников хора Центра Поветкина пояса, рубахи, сарафаны, девичьи повязки, женские сороки. И они стали для них не просто предметами сценического образа, а привычными вещами гардероба.

Как призналась Анастасия Каменская, главный хранитель фонда Центра, один из авторов выставки, сарафаны в пол ничуть не мешают заниматься повседневными делами. Сшитые из натуральных тканей, они и в носке приятны. Поэтому на открытие выставки она пришла в своём будничном народном костюме. Надеть праздничный, когда идёт Рождественский пост, было бы для неё неправильно.

Анастасия — мастер пяти костюмов-реплик, представленных на выставке: женских комплектов из Пестовского района, Мезенского уезда Архангельской области, из села Усть-Цильма Республики Коми, свадебной одежды жениха и невесты Русского Севера и наряда девочки.

— Если приглядеться, то все костюмы имеют следы потёртости, поскольку они используются. Обязательный их атрибут — пояс, без него не выходили из дому, — пояснила она. — Швы сделаны вручную и на машинке. Крестьянки тоже строчили на машинке «Зингер». А ещё хочу попробовать сшить косоклинный сарафан.

Каждый элемент народного костюма можно и нужно рассматривать как продукт традиций многих поколений, как источник вдохновения для современных модельеров, как произведение, глядя на которое проникаешься уважением к его создателям.

Теги: Дом народного творчества .Великий Новгород, выставки