Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Возвращение Екатерины

Екатерина на полотне выглядит как императрица, хотя на момент похорон Елизаветы была ещё великой княгиней.

Фото: пресс-службы НГОМЗ

В Новгородском музее началась реставрация полотна Николая Ге, посвящённого двум императрицам

В Новгородском музее-заповеднике приступили к реставрации одного из интереснейших полотен своего собрания — «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», написанного выдающимся русским живописцем Николаем Ге. В этой работе примечательны и сюжет, и мастерство исполнения, и судьба. 

Поняли не сразу

Начнём с того, что картина, находящаяся в коллекции Новгородского музея, является авторским повторением оригинала, который хранится в запасниках Третьяковской галереи. Первое полотно Николай Ге создал в 1874 году, второе — спустя три года. Оно в несколько раз меньше исходного варианта, размеры которого 172 на 224 сантиметра. Но это не делает его менее ценным и выразительным. 

Современники далеко не сразу поняли и приняли картину, главной героиней которой стала Екатерина II. В отличие, например, от другого известного полотна Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», которое сразу приобрёл в свою коллекцию известный российский собиратель живописи Павел Третьяков. Более того, почти сразу после окончания работы над картиной живописец создал её авторское повторение для императора Александра II. Сейчас оно находится в Русском музее. Художник написал ещё несколько повторений картины, и одно из них можно увидеть в экспозиции Новгородского музея.

Только со временем искусствоведы, ценители живописи обратили внимание на достоинства картины, посвящённой Екатерине II. В этом сюжете скрывается много символов, и по нему можно смело изучать российскую историю.

Лица истории

На первом плане — Екатерина, которую, кстати, неправильно называть в этом случае второй. На момент похорон Елизаветы I она ещё не успела стать императрицей — на престол взошёл Пётр III. Он тоже есть на полотне — видна его спина в белом мундире. Живописец показал, что новоиспечённый император не пребывал в трауре по поводу смерти тётки. В отличие от облачённой в чёрное платье Екатерины. Современники вспоминали об этом в своих мемуарах. Очевидно, супруги только что встретились и затем расстались. Пётр отправился кутить и веселиться, Екатерина — скорбеть к гробу императрицы. Очень скоро их пути разойдутся навсегда.

За Екатериной следует её подруга Екатерина Дашкова. Лицом к зрителю обращены те, кто совсем скоро поможет бывшей принцессе Фике захватить российский трон, — Кирилл Разумовский и Никита Панин. Ещё один придворный — Никита Трубецкой, идущий за Петром, — обернулся вслед Екатерине. Во время переворота он перейдёт на её сторону. Лиц остальных героев почти не разобрать. Они уходят за Петром не только с похорон, но и из российской истории. 

Трудно не заметить, что и Екатерина не выглядит на полотне сокрушённой горем по случаю смерти императрицы. Надменное лицо, сдержанная улыбка, расправленные плечи — это осанка будущей самодержицы. 

Искусство под микроскопом

Возможно, когда-нибудь мы узнаем, кто владел картиной Николая Ге до тех пор, пока она не попала в наш музей. Известно, что в 1920-е годы во время национализации произведений искусства, хранившихся в помещичьих усадьбах, полотно попало в Старорусский музей. Затем вместе со всей страной пережило Великую Отечественную войну, находилось в эвакуации, в 1957–1958 годах — в Центральных государственных художественных реставрационных мастерских в Москве, а в 1961 году было передано в Новгородский музей. 

В музее тщательно следят за состоянием и сохранностью всех своих полотен. Пришло время и картине Николая Ге вернуться на рабочий стол реставратора. Сейчас над ней трудится начальник отдела реставрации станковой живописи Новгородского музея-заповедника Татьяна БОДИНА. 

Реставрация любой картины в музее начинается с изучения и анализа состояния подрамника, холста, красочного слоя — иными словами, всего. Специалисты делают это не только визуально, но и с помощью техники — в ультрафиолетовом излучении и под микроскопом. Оба этих метода могут многое рассказать реставратору. Микроскопическое исследование позволяет изучить состояние материалов — холста, грунта, красок, лака, оригинального изображения и позднейших дополнений. 

Реставрацией полотна Николая Ге занимается начальник отдела реставрации станковой живописи Новгородского музея-заповедника Татьяна Бодина. Фото пресс-службы НГОМЗ

Для другого исследования картину помещают в специализированное помещение с ультрафиолетовыми лампами. Реставратор делает снимки картины и затем изучает электронные фотографии, на которых полотно предстаёт уже в несколько ином виде. И краски, и лак светятся с разной интенсивностью. Насыщенность люминесценции, съёмка под разными углами позволяют сделать выводы о состоянии холста и даже увидеть мазки кисти художника, сделанные полтора столетия назад. 

— Уже сейчас можно точно сказать, что на 90% авторская живопись сохранилась, — рассказала Татьяна Бодина. — Поэтому задача реставрации картины Николая Ге — освободить живопись от поздних наслоений, вернуть картине максимальный экспозиционный вид. На реставрационном совете было принято решение выровнять пожелтевший от времени лак, чтобы он не искажал авторский колорит. Так что картина станет светлее.

С кистью и скальпелем

О каких наслоениях говорит Татьяна Николаевна? Это результат реставрации картины в Центральных государственных художественных реставрационных мастерских, сотрудники которых постарались восстановить утраты, появившиеся на полотне во время эвакуации. 

По причинам, которые объяснять не надо, в те годы холст находился не в музейных условиях, и поэтому краски на нём были повреждены. Московские реставраторы провели укрепление красочного слоя, тонирование, сделали дублирование, то есть наклеили старый холст на новый, более крепкий. 

— В то время у некоторых реставраторов было принято прописывать авторскую живопись, если утраты были велики, и кое-какие детали на полотне они записали, — рассказала Татьяна Бодина. — Сейчас мы поступаем иначе: делаем тонировки, близкие к авторскому изображению, в пределах участков, на которых утрачен красочный слой. 

Но до того, как взять в руки кисти и краски, реставратор вооружается сильной лупой и пользуется инструментами, очень напоминающими медицинские, — глазным скальпелем, микроскальпелем, иглой. С их помощью Татьяна Бодина миллиметр за миллиметром расчищает живопись Николая Ге, освобождая её от аккуратных советских записей. Одно неправильное движение — и авторское изображение может быть повреждено. Так что у реставраторов, почти как у хирургов, права на ошибку нет. Впереди несколько месяцев работы, после которой картина вернётся на своё место в музейной экспозиции.

Теги: Великий Новгород, музей-заповедник, НГОМЗ, реставрация, Николаем Ге, картины