Понедельник, 23 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Встретимся в Новгороде

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Фото: из архива Новгородского театра драмы

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно 

Она приехала в Великий Новгород из Красноярска. Он — из Воронежской области. Славный, древний город для обоих был чужим и неизвестным. Они встретились в Новгородском театре драмы имени Ф.М. Достоевского. Вместе сыграли в нескольких спектаклях. Никакой любви с первого взгляда. И всё же, всё же… 

Отработав несколько сезонов на одной сцене, актёры Кристина ЖЕРЕБОР и Матвей ШВЫДЕНКО поженились. Сейчас Кристина в отпуске по уходу за ребёнком — замечательной малышкой Мирославой. Матвей продолжает работать в театре. 

Новые герои рубрики, посвящённой 170-му, юбилейному, сезону Новгородского театра драмы, — молодая театральная семья — рассказали «НВ» о совместной работе, коллаборации театра и филармонии и о том, зачем выходить на сцену.

Кристина, вы приехали в Великий Новгород из Красноярска. За большой театральной мечтой?

К.Ж.: В детстве я кем только не мечтала быть: парикмахером, массажистом, журналистом. Интересов было много. Но! Мама работала в театре, и, сколько себя помню, сама я тоже всегда находилась рядом, то есть представляла, что это такое. Связать свою жизнь с театром не было спонтанным решением. 

А поехать в Великий Новгород?

К.Ж.: В Красноярске существует практика: на дипломные спектакли приезжают режиссёры из ближайших городов. Кого-то отбирают сразу, приглашают на прослушивание. Нашему курсу особенно повезло: мы с дипломными спектаклями смогли съездить на несколько студенческих фестивалей. В Ярославле как раз и познакомились с Сергеем Гришаниным, на тот момент главным режиссером Новгородского театра драмы. И нас, красноярцев и новгородцев, устроила идея, чтобы сразу несколько человек с курса пополнили новгородскую труппу. Слаженная команда — это такой плюс для всех. Я отправила резюме. Утром получила письмо, вечером купила билет и на следующий день поехала. В глобальном смысле новгородский театр для меня первый и единственный.

Вы всегда такая лёгкая на подъём?

К.Ж.: Это было в студенческие годы. Сейчас всё немножко иначе.

Разочарования не случилось?

К.Ж.: Разочарования нет. Были разные моменты: затишье, подъёмы. Но даже в затишье я не думала, что сделала что-то зря. У меня вообще ничего не бывает в жизни зря. Всё, что ни делается, — всё к лучшему. Как минимум ты получаешь опыт. 

Матвей, а у вас?

М.Ш.: Конечно. Окончив Воронежский институт искусств, я связывал свои надежды с этим городом, но ближе к выпуску нам предложили самостоятельно искать для себя дальнейшее место. Я отправил резюме в три театра и выбрал в итоге Великий Новгород. Приехал сюда в 2018 году после окончания института. Так сказать, с чистого листа.

И как ожидания, реальность?

М.Ш.: Сначала мне показалось, что из великого здесь остались только имя и история. После миллионника Воронежа в Великом Новгороде потише…

К.Ж: А мне, наоборот, очень понравился город.

И к работе, и к строительству семейного очага Матвей и Кристина относятся серьёзно. Фото из архива Новгородского театра драмы

Вы познакомились в театре?

М.Ш.: Да, Кристина подумала, что приехал молодой и перспективный актёр, да, Кристина? А потом так тут и остался. 

Сразу понравились друг другу?

М.Ш.: Нельзя сказать, что сразу! Года два работали в труппе вместе.

К.Ж.: Это не была любовь с первого взгляда. Мы вместе играли в «Безымянной звезде», в «Змее в короне», «И воздастся вам».

В «Русалочке» у вас сложился очень интересный дуэт. А затем появилась семья. Родилась Мирослава! Плюс театр тоже. Как распределяете время, чтобы хватало на всё? 

К.Ж.: Работа работой, дом домом. Мне кажется, это большой плюс, что у тебя и на работе есть поддержка близкого человека. И дома тебя понимают. Мешает ли одно другому? Не знаю, мы с этим не сталкиваемся. 

А вообще молодая семья актёров — это сложно?

К.Ж.: Любая молодая семья, у которой нет ничего за плечами, — это сложно. Главное, что семейного опыта нет никакого. А мне кажется, что создавать семью — это очень большой труд. В общем, наверное, это всем сложно. Но все живут и справляются. 

Кристина, вы в декрете уже больше года. Не скучаете по сцене или рассказы Матвея не дают заскучать? 

К.Ж.: Одно дело — слушать, что рассказывает Матвей, и совсем другое — во всём этом вариться. Но мне сейчас кажется, что у меня настал особенный период, не связанный с работой, но интересный и заманчивый. Пока нет желания разрываться между заботой о ребёнке и возвращением в театр: я радуюсь тому, что происходит сейчас. Всему своё время.

Матвей, от ваших коллег я не раз слышала, что театр — это титаническая работа!

М.Ш.: Не знаю… Мне кажется, что об этом можно поговорить с шахтёрами, что работать в театре очень трудно. Если серьёзно, то в вопросах, касающихся театра, действительно очень трудно провести какие-то объективные замеры, кто, как и насколько вкладывается в профессию. И можно ли измерить, каким спектакль получился: хорошим или плохим? С точки зрения зрителей, труппы, режиссёра…

Ну вот, например, «Мастер и Маргарита»: зрители идут на каждый показ, значит, им нравится. Другой пример: «Весы» Леонида Алимова. Сам режиссёр признавался, что приезжал в качестве зрителя и из зала отмечал реакции горожан. 

М.Ш.: Важен ещё и такой момент. Сейчас мы играем на площадке Новгородской филармонии. Есть постоянное ощущение, что мы в гостях. И я уверен, что все хотят «домой», в свой театр. 

При этом на «не родной» площадке театр сумел создать такую феерию, как «Двенадцать стульев»!

М.Ш.: Признаться, я и сам впервые встречаюсь с таким сложным спектаклем: между первым и вторым актами монтировщики, да и другие цеха пашут как лошади. Фактически пересобирают сцену, как для двух разных спектаклей. Вот кому сложно. 

У большинства актёров при этом по нескольку ролей и переодеваний, у вас в том числе…

М.Ш.: Мне с Ярославом (Шевалдовым, режиссёром спектакля «Двенадцать стульев» — прим. ред.) работается вполне нормально. Он — профессионал, знает, чего хочет, понимает, что говорит. Ты ему помогаешь в достижении цели. При этом для спектакля созданы вокальные номера, записана фонограмма оркестром русских народных инструментов имени Бабанова. Как ни посмотри — масштабная работа.

И удачная коллаборация театра драмы и областной филармонии.

М.Ш.: В детской сказке «Последний богатырь» музыканты филармонии расположились прямо на сцене. Спектакль сопровождает живая, узнаваемая музыка.

И это сказке очень к лицу!

М.Ш.: Хочется, чтобы таких совместных проектов было больше. Если у нас есть такая возможность, то почему бы её не использовать в будущем?

А чего вообще хочется в будущем?

К.Ж.: Мне как актрисе, да и как зрителю хочется таких спектаклей, которые оставляют богатое послевкусие. Большинство постановок у нас сейчас развлекательные. А хочется чего-то такого, что будет цеплять струны души. Чтобы подумать раз-другой. Найти какие-то сложные ассоциации.

М.Ш.: А я выхожу на сцену для того, чтобы помочь людям. Как мне кажется, не важно, весёлый или грустный это спектакль. Человек должен отвлечься. И как-то переключиться. Как-то раз «Последний богатырь» мы играли после трагедии в «Крокусе». Изначально билеты были раскуплены, потом они стали возвращаться. Естественно, появились раздумья: нужно играть или не нужно. Решили играть. Вышли на сцену, началась сказка. И в какой-то момент мне показалось, что этот тяжелейший эмоциональный фон уже не так давит, что зритель увлечён, он отвлёкся. Ему хорошо. Получается, и я делаю свою работу не зря. Что-то значу.

Теги: Великий Новгород, театр драмы