Новгородская художница создаёт серию рисунков про Великий Новгород
Серию «портретов» парадных и потаённых уголков Великого Новгорода за минувшее лето создала художница Елена ПЕВЗНЕР, часами «зависая» перед фасадами отреставрированных или давно ждущих своего звёздного часа домов и домиков областного центра. Рисунками коренная новгородка с удовольствием делится с пользователями соцсетей. А те в свою очередь отмечают: город, нарисованный Еленой, безусловно, — родной Великий... А если точнее, его лучшая версия: яркая, солнечная, наполненная деятельными горожанами и любопытными туристами и, конечно, всеми любимая.
— Этим летом я участвовала в двух пленэрах — в Пскове и Старой Руссе. В Пскове ходить на место было далековато, поэтому решила не брать этюдник и краски. С крафтовой бумагой и карандашами начала делать графическую серию. И по псковским же работам видно, что в них я ещё не нашла особенный подход. Рисунки эти более реалистичные, — рассказывает Елена. — А сам Псков прекрасен: интеллигентный, почти безлюдный город, в котором можно часами сидеть на улице, и никто к тебе не подойдёт. Людей для рисунков приходилось даже придумывать.
Совсем другое дело — живая Старая Русса. Вниманием к творчеству рушане одарили Елену с лихвой. Чем художница, к слову, тяготится.
— Рисование, как и любая другая погружённая в себя работа, — интимный процесс. Иногда, рисуя на улицах города, я просто надеваю наушники и делаю вид, что ничего не слышу. Потому что из-за спины сыплются вопросы: вы тоже художник? А куда деваете работы? А меня нарисуете? Работать я люблю под музыку, под аудиокнигу или лекцию, а не под разговоры с посторонними, — призналась она.
Зато на старорусских рисунках появились те самые короткие диалоги с горожанами, записанные во время пленэров, и именно в этот период работы Елена нашла подходящий стиль для серии, которую продолжила уже в Великом Новгороде.
Первые новгородские «портреты» родились на Ильиной улице. Дальше — больше. На рисунках Елены узнаваемые фасады и горожане на их фоне выглядят весьма оптимистично, несколько мультяшно и, может быть, немного иронично. Впрочем, в любви автора к объектам сомневаться не приходится.
— Вернувшись домой, я подумала: как это у других городов будут такие зарисовки, а у моего родного Новгорода — нет? И пошла рисовать! Тем более что город я искренне считаю самым-самым красивым! В прошлом году на один из летних пленэров в Ульяновскую область добиралась на машине: проехала треть страны, увидела, как прекрасна средняя полоса, но мнения своего не изменила, — говорит Елена Певзнер.
Вслед за тихими уголками и улицами Великого Новгорода Елена Певзнер планирует взяться за знаковые туристические места.
Это потребует большего формата и, возможно, других выразительных средств, поскольку рисункам понадобятся более мелкие детали.
— За какой бы материал ты ни брался, сначала чувствуешь его сопротивление. При этом не важно, что именно ты используешь. Но если много-много-много работать, то потом материал начнёт тебя слушаться. И уже не он тобой управляет, а ты — им, — объясняет Елена. — И процесс этот затягивает. Живопись должна быть на эмоциях, а рисование — это такая медитация. Можно сидеть часами. У меня часто спрашивают, в каком стиле я работаю. Отвечаю, что в моём личном, индивидуальном.
Несмотря на то что в копилке Елены уже порядочно городских рисунков, она планирует продолжить серию и в осеннее, а может, и в зимнее время. Погода тут не помеха: эскиз можно набросать на месте, как и основные цветовые сочетания, а работать над деталями уже дома.
Итогом общения с городом должна стать выставка, но, возможно, появится и путеводитель по нарисованному древнему Новгороду.