«Полюбите, как любим это мы», — говорят нам своими картинами Дмитрий ГУСЕВ и Мария ШАДЧНЕВА
Города, храмы, люди, первозданная природа времён освоения новых земель. Величественно, эпично, сказочно, легендарно, красиво. И в центре — Новгород. Отсюда лучами, а бывало всё же, что и стрелами, расходилась русская цивилизация.
В Новгородской областной универсальной научной библиотеке продолжается выставка «Северное созвездие», которая была открыта при поддержке министерства культуры области. На ней представлены работы москвичей Дмитрия Гусева и Марии Шадчневой.
Они – выпускники Академии Ильи Глазунова, следуют традициям русской реалистической живописи, члены Союза художников России.
О творческом кредо:
«Живопись — это способ изучения мира и отображения его в красках», — Дмитрий.
«Нет ни времени, ни потребности, чтобы вымазать холст абракадаброй», — Мария.
Они — молодая семья, растят троих детишек. Самому младшему нет и года. Но он уже тоже побывал в Великом Новгороде. На папо-маминой (хотя, может, и мамо-папиной) выставке. Когда-то Дмитрий и Мария и познакомились на выставке. Сперва заочно. Заинтересовавшись, почувствовав что-то близкое в работах друг друга.
Оба любят историю. Не только по книгам. Дружат с археологами. И вообще тяготеют к старине, к традиции. Отсюда — и выбор веры. Каждый следовал своим путём, но оба пришли к убеждению, что у староверов осталось многое от глубинной Руси. Как они верят, как трудятся, как говорят. «Где чисто — там ангелов сто» — эта поговорка была привезена с Алтая.
Дыхание
— Спрашивайте! — Дмитрий препоручил сынишку заботам жены.
Так мы и общались. В основном — поочерёдно. В зависимости от того, на чьих руках был Марк.
Я попросил, чтобы каждый из них выбрал по картине и остановился на ней поподробнее. Ну не получится рассказать обо всём — рамка маловата. Если про газетную полосу.
И мы подходим к его картине «Новгородцы-поморы в Студёном море».
— История говорит нам ясно, что новгородцы были смелыми и предприимчивыми, много путешествовали, — рассказывает Дмитрий. — Весь наш северный эпос дышит путешествиями. Существует легенда, что поморы ещё в XIV веке доходили до Груманта — это древнерусское название Шпицбергена. Там до сих пор находят восьмиконечные кресты. Вот на такой ладье они могли выходить в Студёное море, в Арктику. Могли видеть такой пейзаж. Это, конечно, фантазия, но образ сложился в ходе моих собственных путешествий – я был на Белом и Баренцевом морях, на Таймыре… Много ездил по бывшим владениям Новгородской республики. Сейчас рисую серию её древних городов. Люблю Русский Север. Новгород для меня — как ворота, открывающие путь в те благословенные земли.
А выбор Марии — «Мальчик Онфим, XIII век»:
— Прототипом Онфима для меня послужил старший сын. Онфиму, когда он писал и рисовал (тем же писалом) на бересте, было 5–6 лет. Учёные определили возраст по особенностям письма. Я наблюдала, как рисует наш Лёва, и видела таких же человечков. Они в это время не рисуют тело — ручки получаются почти из головы. Онфим — очень старательный. Возможно, у него были способности. Он не просто изображает, а делает сюжеты, наделяет фигурки характерами. Вот одна из них с большущими глазами. Вот воины со сдвинутыми бровями. Мне захотелось изобразить маленького творца, который одновременно и в своём веке, и вне времени. Тем более что портрет воображаемого Онфима ещё никто не рисовал.
Люди
У супругов-художников за плечами — более двадцати экспедиций. Мария по понятным причинам от экстремальных поездок сейчас воздерживается. А вот у Дмитрия — очередной проект в Забайкалье. Называется «Медное сердце Удокана». Горно-металлургическое производство, стратегический ресурс. Коммерция? Отчасти — да. Художник зарабатывает кистью. Но и это — тоже история! Она вершится прямо на глазах.
Он рисовал БАМ, исходил плато Путорана на Таймыре.
— Там, на 69-й широте, я встречал удивительных людей. Абсолютно случайно. Представьте, что вице-президенту крупной компании осточертела Москва. Он бросает всё, летит в совершенную глушь, телефон не берёт. Вылазит из вертолёта — бац, а там художник ходит. И вот — сидим у костра, разговариваем. Я узнал, что существует некий новый класс — довольно молодые люди, трудоголики, с раскалённым умом и огромным чувством ответственности. Образ советского завода, образ капиталиста-эгоиста — это стереотипы. Они устаревают, уходят, — делится Дмитрий.
Цветы
Мария:
— При этом нам думается, что смотрим не через розовые очки. Мы же реалисты! А можно ещё про Новгород? Просто потрясена встречей с художником-реставратором Татьяной Ромашкевич. Для меня то, что она делает, — гражданский подвиг. Изо дня в день собирает нашу общую историю. Там такое чудо! Она выдвигает эти свои ящики на стеллажах, а оттуда смотрят тысячи глаз. На нас смотрит Святая Русь! А ещё мне запомнился уличный музыкант. Он пел песню про Новгород. И слушали её тоже новгородцы. Поздновато уже, да и холодно. Не бралась высокая нота. «Ладно, — говорил, — ещё раз попробую». Просто, естественно. Но эту ноту ему обязательно надо было взять. Компания уже начала расходиться, и кто-то спросил: «Ну что, завтра опять в восемь?»
Дмитрий:
— Ну, холод. Были и моры, и пожары, и войны. А культура, новгородскость прорастали снова и снова, как цветы сквозь асфальт. Не рисовать Новгород невозможно, мне кажется.
Кстати, Новгород как начало начал неизбежно присутствует и в совместном крупном проекте Дмитрия и Марии — музее Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Хочется показать эту необъятность и красоту. Вдохновить и влюбить.
Путь
На фото Дмитрий и Мария — у картины «Житейское море». Она обречена притягивать взгляд. Она большая. И даёт возможность сразу схватить глазами впечатляющий пейзаж — союз камня, воды и неба. И задумчивого старца — святого Варлаама Керетского.
По словам Дмитрия, его вдохновил поморский стих, посвящённый святому:
Житейское море колышет волнами,
В нём радость и горе всегда перед нами.
— Живя подолгу на севере, я общался с людьми, которые, как мне думается, во многом похожи на Варлаама, — говорит Дмитрий. — Да, он особенный человек, совершавший духовные подвиги. И вместе с тем как обычный помор знал тяготы и испытания жизни у моря.
Как художники Дмитрий и Мария считают очень важным воспроизводить образы, предстающие из летописей, былин, сказок. Ведь они переносят в нашу современную жизнь корневые архетипы — героя, семьи, дома, родины, врага и силы, способной с ним справиться. И над всем этим возвышается образ Добра.
— Жить легче, когда есть образы, излучающие силу (прежде всего — внутреннюю, духовную) и уверенность, — считает Мария. — Легче избежать ошибок, выбирая дорогу.
В конце октября или начале ноября — дата уточняется — в областной библиотеке (в кремле) состоится ещё одно мероприятие с участием семьи художников. А именно — презентация книги Дмитрия Урушева «Созвездие Девы». Автор, опираясь на северный эпос и новгородские источники, создал серию сказок — понятных и увлекательных для современного читателя. Иллюстрации к этой книге создала Мария Шадчнева. Так что до встречи. Считайте, что мы приглашены.