Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск
С 31 октября по 4 ноября на Новгородчине проходил XXVIII Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского. В этом году событие, известное всем театралам региона, полностью поменяло формат и обещает ещё больше сюрпризов в будущем.
Будет больше
Команда организаторов изначально монографического фестиваля, включавшего спектакли только по творчеству Фёдора Михайловича, в этом году поместила в фокус внимания постановки, основанные на произведениях русских классиков, дополнила фестиваль столичным блеском и именитыми гостями, а программу разбавила несколькими детскими проектами и абсолютно новым конкурсным форматом «Перспектива». В этой части фестиваля за грант в 1 миллион рублей боролись четыре театральные задумки, которые оценило профессиональное жюри.
О том, что фестиваль нацелен на будущий активный рост, говорили и на открытии нынешней тизер-версии встречи, и на торжественном закрытии фестиваля.
— В следующем году, когда после реставрации откроем Новгородский театр драмы, мы хотим сделать фестиваль больше и шире. Пока, имея маленькое зеркало сцены на площадке филармонии, мы не смогли привезти к вам большие спектакли. В реконструированный театр — сможем, — пообещал Максим КОРОЛЁВ, генеральный продюсер фестиваля.
Звёзды сошлись
В Новгородской областной филармонии мероприятие началось с прохода по красной ковровой дорожке гостей фестиваля — звёзд театра и кино, деятелей культуры. Торжественную церемонию посетили Михаил Пореченков, Катерина Шпица, Людмила Артемьева, Полина Лазарева, Владимир Панков, Артём Миронов, Станислав Беляев, Павел Руднев и другие.
В открытии фестиваля принял участие губернатор Андрей НИКИТИН. Он отметил, что это значимое событие для нашего региона, глубоко пропитанного духом русской классики.
— Новгородской культуре уже больше тысячи лет, и культурный огонь в Великом Новгороде, Старой Руссе никогда не угасал. В Новгородской области творили наши великие поэты, художники, писатели, а новгородцы — люди творческие, культурные и любящие искусство. Именно поэтому наш фестиваль есть. Он существует много лет и непрерывно развивается. А мне как губернатору нужно это просто поддерживать. И я счастлив, что у меня есть такая возможность. Я рад тому, что мы вместе с вами переходим на следующий этап, фестиваль будет ещё интереснее и шире, — сказал глава региона.
Ведущим церемоний открытия и закрытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил ПОРЕЧЕНКОВ. Он приветствовал участников и гостей.
— Для меня эта церемония особенно важна, волнительна и ответственна, поскольку я впервые выступаю в роли президента этого фестиваля. И мне важно поприветствовать всех лично, рассказать о том, что нас ждёт на следующем фестивале и сохранить ту душевную атмосферу, которую на протяжении предыдущих лет создавали все новгородцы, — обратился к присутствующим Михаил Пореченков. — В Великий Новгород мы хотим возить самые достойные спектакли России, Беларуси, Индии, Китая. Всех тех, кому интересна русская классика, кто понимает, что это колоссальное богатство, принадлежащее всем людям на земле. Хотим, чтобы о нас говорили и помнили авторов бессмертных произведений. Начнём потихоньку развиваться. Фёдор Михайлович — великий писатель, но не самый весёлый для постановки товарищ. Мы не должны забывать, что у нас есть огромный пласт авторов, писавших для театра.
Что есть театр?
Кроме зрелищных событий на любом масштабном форуме для широкого зрителя принципиально профессиональное общение. Таково мнение генерального директора фестиваля, главы Новгородского театрально-концертного агентства Василия ЯНА. В подтверждение этого тезиса команда организаторов фестиваля собрала на новгородской площадке блестящую международную компанию спикеров на дискуссию «Театр+». Великий Новгород объединил теоретиков и практиков театра из России, Беларуси, Китая, Казахстана. А также представителей арт-индустрии, людей, занимающихся продюсированием и формирующих культурный ландшафт.
— Что мы называем современным театром? Как и следовало ожидать, даже представители одной профессии могут расходиться в формулировках. Для кого-то это актуальность и эксперимент, для кого-то — преодоление времени, стремление художника стать классиком. Но из этих позиций и нюансов вырастает понимание главного. Это наша целевая аудитория. На то, каким мы хотим сделать театр, будут ли это эксперименты или традиционные постановки, преобладание классических названий или новые тексты, влияет зритель в каждом регионе, в каждом городе. Мы должны находиться в диалоге с публикой и слышать время, что происходит с нами здесь и сейчас, в каких эмоциях испытываем потребность, — поделился размышлениями Василий Ян.
Вторая часть дискуссии была посвящена интеграции других форм искусства в театральные постановки. И тут масштаб темы оказался неисчерпаем. Ведь для кого-то использование видео- и киноприёмов кажется уже обыденным, общим местом, а кто-то ещё только вводит его в оборот.
При таком обилии театральных и околотеатральных событий не удивительно, что пять дней фестиваля пронеслись как один миг.
И вот в вечер закрытия большого театрального праздника разрешилась одна из главных интриг — кто же получит 1 миллион рублей гранта для постановки собственного спектакля?
Победителем конкурсной программы «Перспектива» стал проект «86-е Мартобря» — моноспектакль о трагедии маленького человека по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». В следующем году на новый, уже полноформатный, фестиваль театральных искусств спектакль новгородскому зрителю привезут режиссёр Оксана Погребняк и актёр Денис Степанов.
Теги: фестиваль, Достоевский, театр, Великий Новгород, Старая Русса