Четверг, 14 ноября 2024

Елена Кузьмина

На Синичьей горе

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

Фото: Елены Кузьминой

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

Обычные тишину и спокойствие на Петровском кладбище в Великом Новгороде сегодня нарушают голоса и шум, которые сопровождают любые строительные работы. Уже не один месяц здесь идёт реставрация уникального храма — церкви апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. Много реставраторы не шумят, а при появлении похоронных процессий прекращают работы, но постепенно, день за днём возвращают древней церкви её исторический облик. 

Солнце померче

Согласно Новгородской первой летописи, каменный Петропавловский храм был заложен жителями Лукиной улицы 6 мая 1185 года. По словам летописца, это совпало с другим запоминающимся событием — полным солнечным затмением: «...солнце померче...» 

Так что церковь помнит времена ещё до монгольского нашествия. Помнит она и другое. В годы Великой Отечественной войны храм получил разрушения, в 1960-е годы под руководством архитектора-реставратора Григория Штендера был восстановлен и частично законсервирован, но уже к 1990-м стало понятно, что его снова нужно спасать. Начало 2000-х церковь встретила в аварийном состоянии. После того как кровля пришла в негодность, её накрыли защитным шатром, но в 2009 году из-за тяжести снега он обрушился. Временный защитный шатёр вновь соорудили, а обветшавшие стены окружили строительными лесами.

В июне 2019 года храм передали в оперативное управление Новгородскому музею-заповеднику, а в августе 2023-го в Великом Новгороде в усадебном доме графини Анны Орловой-Чесменской на территории Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» перед заседанием Попечительского совета НГОМЗ было принято решение о том, что Министерство культуры РФ выделит средства на реставрацию церкви Петра и Павла — 137 млн рублей. В заседании принимали участие председатель Попечительского совета Максим Орешкин, министр культуры России Ольга Любимова и губернатор Андрей Никитин.

Небольшой пригорок в центре погоста в Новгороде называли Синичьей горой — любили это место синицы. Но ещё раньше оно называлось Сильнище. Предположительно, этот древний топоним происходил от слова «силок», в который ловили птиц.

С почтением к возрасту

Конкурс на реставрацию храма выиграла московская компания «Равелин», на счету которой уже не один возрождённый уникальный памятник федерального значения. Но новгородская церковь будет стоять в нём особняком.

— Если говорить обо мне, то это первый памятник такого возраста, в реставрации которого я принимаю участие, — рассказал руководитель проекта Валерий КАЗАНОВСКИЙ.

Первое, что сделали реставраторы, когда весной этого года прибыли на место, — заменили строительные леса, которые, как и церковные стены, тоже находились в аварийном состоянии. Затем начался самый важный этап — усиление, укрепление и реставрация кладки. Местами она в таком состоянии, что колупни ногтем, и всё сыплется. 

— Кровля над храмом отсутствовала, своды рушились, почти весь кирпич переморожен, — живописует картину полугодовой давности Валерий Казановский. — Вода попадала внутрь, зимой замерзала, и потом кирпич и плинфу рвало.

Плинфа — это тоже кирпич. С греческого это слово так и переводится. Она была одним из основных строительных материалов в Древнем Риме, Византии и на Руси. По сравнению с её современным собратом выглядит более изящно — заметно тоньше, длиннее и шире. Возможно, именно она и делала памятник исключительно по-новгородски прекрасным — простым, почти аскетичным, но с деликатным, сдержанным декором. 

Есть версия, что храм строили полоцкие каменщики — уж слишком узнаваема их «полосатая» техника кладки. Один ряд кирпичей они заглубляли, второй был выступающим. 

Стены петропавловского храма состоят не только из плинфы, но и из традиционного для новгородских церквей ракушечника и белого камня. Есть тут и привычный нам кирпич, который использовали в более позднее время. Чтобы вернуть зданию прочность, реставраторы ведут вычинку: вынимают из стен каждый разрушенный фрагмент и меняют его на новый — плинфу на плинфу, кирпич на кирпич. Ракушечник, который с годами становится только крепче, менять не приходится — только выветрившийся раствор вокруг него. 

Массово плинфу в России уже давно не производят, и, чтобы сохранить храм таким же, каким он был, реставраторам пришлось искать небольших производителей такого вида кирпичей. Столетия назад мастера делали её вручную, поэтому ни одной одинаковой плинфы XII века вы не найдёте. Сегодня почти так же — формовка средневековых кирпичей идёт вручную, и каждый из них хоть чуть-чуть, но не похож на другой.

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

— Это древний храм, который в последние годы был обделён вниманием. Объект — уникальный для новгородской архитектуры и станет интересным звеном в туристической цепи. Важно, чтобы после завершения реконструкции здесь была возможность совершать службы.

Храм будет дышать

То же самое и со строительной смесью — её реставраторы готовят по рецептам, которым столько же лет, сколько и храму. Ингредиенты следующие: толчёный кирпич — цемянка; известь и песок. Для церковных стен такой коктейль гораздо полезнее применявшегося здесь в 1960-е годы цемента и бетона. 

— Эти материалы очень пагубно действуют на исторический кирпич, — пояснил Валерий Казановский. — Цемент закрывает все поры, кладка не дышит и при намокании начинает разрушаться изнутри. Но Новгородское реставрационное управление провело изыскания, на основании которых и были определены рецепты всех смесей для реставрации, которые не содержат ни грамма цемента.

Значит, храм снова сможет дышать, и обновлённые стены будут крепче. И выразительнее. В обмазку реставраторы тоже добавили цемянку, поэтому цвет фасадов будет красноватым, а местами на них будут проглядывать старые камни и плинфа. В общем, реставрацию специалисты, как отметил генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн, ведут на высочайшем уровне.

Согласно летописям, церковь Петра и Павла на Синичьей горе была единственной постройкой Петропавловского женского монастыря. В 1764 году девичью обитель упразднили, а церковь стала кладбищенской. Кладбище получило название по имени храма — Петровское.

Святая Харитина

Новая кровля будет такой же, какой её видели новгородцы XII века. Во время послевоенной реставрации над церковью установили четырёхскатную кровлю. Сейчас ещё в процессе разработки проекта реставрации было решено вернуть историческую крышу — с округлыми закомарами и конхами, украшенными карнизами и зубчиками из кирпичей. 

Реставраторы уже установили покрытый медью купол, крест над ним и привели в порядок барабан. Они успели закончить до больших холодов работы на фасадах и теперь трудятся внутри. В интерьерах нужно делать то, что и снаружи, — всё ту же вычинку разрушенных кирпичей, замену старого раствора на новый. 

Почти под самым куполом на стене сохранилась историческая живопись XVIII века — всего около 150 квадратных метров. Остальное погибло вместе с отвалившейся штукатуркой. Этот единственный фрагмент реставраторам предстоит законсервировать и укрепить.

Вместе с ними в храме минувшим летом много работали и сотрудники Института археологии Российской академии наук. Археологи выполняли работы по понижению полов внутри церкви и занимались поиском захоронения останков святой Харитины Литовской, которое находилось здесь. По преданию, она была литовской княжной, которая приняла постриг в Петропавловском монастыре, а потом даже стала его настоятельницей. 

Кирпичный саркофаг действительно нашли — под окном у северной стены храма. Его верхние деревянные перемычки были разрушены от времени. Антропологи изъяли останки и теперь при помощи специальных исследований устанавливают пол и возраст человека, которому они могли принадлежать. Только после этого можно будет официально подтвердить версию о том, что в гробнице находилась святая Харитина. 

Увидеть последнее место её упокоения (если это всё-таки оно) можно будет после окончания реставрации. Когда реставраторы займутся восстановлением белокаменного пола, у северной стены они выполнят зондаж и накроют его стеклом. Он будет не единственным в обновлённом храме — для посетителей сохранят фрагмент самого первого пола, он ниже более позднего примерно на полметра. Вернут на место и найденные во время разборки старого покрытия три старинные могильные плиты из гранита. 

Завершить работы реставраторы планируют к началу следующей осени. День окончания реставрации можно будет смело считать вторым днём рождения Петропавловского храма.

Теги: храм Петра и Павла, Петровское кладбище, Великий Новгород