Суббота, 21 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Я — никто?!

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Фото: предоставлено театром драмы

Новгородский театр драмы имени Ф.М. Достоевского поделился первыми секретами готовящейся премьеры. На этот раз выбор пал на раннюю повесть Фёдора Михайловича «Двойник», вместившую в себя романтические тенденции в литературе, но уже обозначившую стремление молодого писателя заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души. 

Сценическую интерпретацию фантастического случая с чиновником Яковом Голядкиным на сцене областной филармонии представит режиссер Иван СУДАКОВ. Новгородскому зрителю он знаком по детской сказке «Последний богатырь», поставленной в Новгородском театре драмы год назад.

В повести Достоевского режиссёр нащупал темы и проблемы, знакомые современным молодым людям и актуальные на сегодняшний день. «НВ» он рассказал, как воспринимает творчество классика, где в повести реальность, а где бред, и есть ли у писателя «нормальные» герои.

Иван, каким же будет новгородский «Двойник»?

— «Двойник» — это ранний Достоевский, предДостоевский, вдохновлённый ранним русским реализмом и волшебным романтизмом. Всё это подружилось и превратилось в повести в магический реализм Фёдора Михайловича. В нашем спектакле текст писателя почти не меняется. Музыка Петра Чайковского. Ну и реальность, собственно, Достоевского: маленький человек с большими-большими амбициями, который сам себя довёл до состояния ничтожности и ничтожества бесконечным повторением: «Я никто! Я никто, я никто…» И вот этот рефрен кажется мне сейчас очень актуальным. 

То есть мы увидим классический Петербург и человека, сходящего в нём с ума?

— Поскольку герой сходит с ума, мы с актёрами сейчас отчаянно ломаем себе голову: что же на самом деле происходит с Голядкиным, а что творится только в его голове. Что реально, а что нет? Это предстоит решить нам. Потому что в тексте писателя только монолог нездорового человека. Вот этот монолог нам нужно на что-то уложить. И пересказать. И тут вариантов множество. 

Для вас Достоевский — это «про поиски своей души и света» или «не очень весёлый писатель»?

— Для меня Достоевский почти весёлый. Когда я читал первую часть «Бесов», смеялся. Это, как мне кажется, сатира. А вообще, Фёдор Михайлович своими книгами через черноту вытаскивает тебя на свет. Вот и «Двойник»: не первый раз герой произведения в прекрасном городе Санкт-Петербурге сходит с ума. Повесть — демонстрация того, куда и как может сам себя завести человек. Достоевский всегда показывает ту или иную степень хроники. Тех самых «нормальных» героев и чувств у него просто нет.

Именно за это мы, нормальные, его и любим? Или за то, что не такие уж мы и нормальные и с понятным интересом смотрим на себя в героях Фёдора Михайловича?

— Для зрителя, соскучившегося по человеку на сцене, Достоевский — находка. Я пришёл в театр, сел в кресло, на сцене человек. А я могу ему сопереживать. И мне хорошо и светло от того, что я узнаю в нём себя. У нас уже был артхаус, был постмодерн. А теперь нам нужен человек. Поэтому Ибсен, Чехов, Достоевский — они все очень актуальны. Это тот материал, на котором и актёру круто, и зрителю интересно: он может следить не за большим полотном, а за одним конкретным человеком во всей полноте его чувств.

Постановка спектакля «Двойник» по повести Фёдора Достоевского осуществляется в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Российского фонда культуры

Художник спектакля Валерия Камольцева вдохновлялась образом мистического и тревожного Петербурга, возникающим на страницах повести. Реальных и призрачных героев Достоевского воплотят Матвей Швыденко, Дмитрий Поляков, Юрий Ковалев, Маргарита Сакович и Артём Символоков. Премьера запланирована на 10 декабря на сцене Новгородской областной филармонии имени А.С. Аренского.