Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Когда мама — фотограф

altЗаниматься фотографией — не такое уж простое дело. Особенно если за объективом камеры скрывается женщина. Много техники, почти каждый день — новые знакомства, сам фотопроцесс, последующая стадия обработки.
Куда проще сидеть дома с детьми и быть просто мамой. Но для Татьяны МАКСИМОВОЙ слово «просто» перестало существовать, когда она впервые попробовала себя в роли фотографа.

Фотограф-мама — так теперь ее называют коллеги в Великом Новгороде.

— Всему я училась сама: держать камеру, работать со светом, выстраивать композицию. Увлеклась фотографией я пять лет назад, а с рождением дочери поняла красоту детской фотографии. Началось все с желания поймать эмоцию ребенка. Ведь она неповторима. За несколько минут ребенок может поплакать, потом тут же рассмеяться, и главная задача фотографа — уловить этот момент.
— По поводу существования жанра детской фотографии много спорят. Известны портретная фотосъемка, пейзажная, свадебная, документальная и другие. Или у каждого фотографа на этот счет свое мнение и своя классификация?
—Даже если такого жанра, как детская фотография, в общепризнанном значении у россиян нет, то в среде фотографов это понятие существует. Некоторые даже уличную фотосъемку называют жанром, хотя, казалось бы, там сосредоточен и пейзаж, и репортаж. Здесь очень тонкая грань. Куда можно отнести работы известного зарубежного фотографа Анны Гедес, по фотографиям которой сейчас создаются открытки? У нее существуют отдельные проекты: дети-цветы, куклы Анны Гедес. Это особая работа, отдельный вид фотографии, отдельный жанр. Также существует ДИСФО — ассоциация детских и семейных фотографов, у которой есть одноименный сайт, позволяющий фотографам разных стран публиковать свои работы, общаться на форуме. И основной акцент сделан именно на детской и семейной фотосъемке. Думаю, это показательный пример к вопросу о существовании такого жанра фотографии.
alt— В Америке и Европе жанр детской фотографии развит и пользуется популярностью. А что у нас?
— В Великом Новгороде детской и семейной съемкой занимаются всего несколько фотографов, в том числе и я. Мне хочется, чтобы детская фотография как жанр получила свое развитие, стала отдельным направлением. Поэтому я и создала группу на известном интернет-ресурсе «В контакте». Приглашаю фотографов объединяться, обмениваться опытом. И именно в момент создания группы я поняла, что у нас нет людей, которые бы целенаправленно занимались детским фото. В таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, детские фотосессии пользуются спросом. Там создают условия для развития этого жанра. Мне известны в Питере огромные специально оборудованные для детей студии, их интерьер позволяет очутиться в сказке. В нашем городе, к сожалению, этого нет. Когда эта ситуация изменится, культура детской фотографии выйдет на новый уровень.
— Актуальный сейчас вопрос: как вы относитесь к фотографии обнаженных детей? Это можно назвать творчеством, или здесь нужно говорить об аморальности современного общества?
— Есть такой американский фотограф Салли Манн. Скандальная известность пришла к ней благодаря ее ранней серии работ Immediate Family, где она отобразила жизнь своей семьи. Безусловно, критики были возмущены и поражены столь дерзкими фотографиями детей, они увидели в детских позах откровенный эротизм. На Салли посыпались обвинения, а также несколько повесток в суд. На это у нее есть ответ: «Это невинные детские позы. Если вы видите в них эротизм, это проблема вашего восприятия, неверных взрослых интерпретаций». При этом фотографии очень художественно выполнены и красивы композиционно. Могу ли я их осуждать? Да — как мать. Но как фотограф я вижу в них элемент искусства. На этом сходятся практически все фотографы, которые видели работы Салли. Поэтому сложно говорить здесь о грани, что можно, а что — нет. Фотограф сам должен это видеть. Лично я стараюсь при фотосъемке детей не показывать их гениталии. Да, младенцев иначе как обнаженными и не снимешь, но все можно преподнести очень красиво, прикрыв одеялом то, что не нужно видеть посторонним. Здесь важен такой момент: для чего эта фотография создается. Если она — для семейного альбома, то и ребенок на горшке будет приличен. А как же фотографии детишек на обряде крещения? Здесь не избежать элемента откровенности. Или съемки ребенка на пляже. Если же фотографии для всеобщего обозрения, то, на мой взгляд, здесь нельзя быть откровенным в таких вещах. Лучше совсем не давать повода к дискуссиям и не провоцировать общественность. Как, например, делает наш отечественный фотограф Евгений Мохорев. Он известен своими шокирующими снимками обнаженных подростков. Все фотографии переведены в черно-белый цвет, от этого они кажутся еще более ужасающими. Но сам Евгений говорит о своих работах как о великом искусстве.
altПредставляя публике свои фотографии, Мохорев всегда сопровождает их историями создания и показывает, что противозаконного в них ничего нет. С каждым подростком перед съемками он разговаривает, и если ребенок не готов перед ним раскрыться, Евгений находит другую модель. Так ли это на самом деле — сложно сказать. Но работы этого фотографа популярны и на фотографических форумах вызывают как негативную, так и высокую положительную оценку.
— А есть ли работы детских фотографов, которые вас особенно вдохновляют?
— Да, их имена известны и популярны не только в среде фотографов, но и на слуху у обычных людей. Из зарубежных мне импонируют работы Келли Райден, Трэйси Ривер, Анжела Галдерон. Вообще, очень интересно рассматривать работы фотографов такого уровня. На них учишься. Поэтому для любого начинающего фотографа важен момент обучения на подобных фото. Из отечественных фотографов своего рода учителем для меня стала Елена Корнеева. Ее работы излучают оптимизм и радость. Дети там выглядят по-настоящему.
— В чем особенность, на ваш взгляд, работы детского фотографа?
alt— Фотосессия с детьми предполагает большую подготовку и сложную работу. Поэтому детский фотограф должен быть психологом. Непросто объяснить младенцу, что тетя его сейчас будет снимать и ему нужно лежать спокойно, улыбаться или производить какие-то иные действия. Он вас не послушает. В этом случае даже родитель бессилен. И здесь фотограф должен уметь найти подход к ребенку, уловить его настроение и быть готовым к его капризам. Если малыш плачет, снимать его так и не требовать улыбки. Потому как любая эмоция ребенка замечательна уже сама по себе. Не хочет сниматься, тогда лучше оставить его в покое и перенести фотосессию. Маленькие дети быстро утомляются, очень важно не мучить детей на съемке. Если ребёнок голоден, лучше его покормить, при этом вам не запрещено снимать. Фотографии могут получиться интересными даже в этот момент. Дети постарше чересчур подвижны. Трудно заставить их сделать то, что вам нужно. И здесь опять включается психология.
При выборе места фотосессий я придерживаюсь правила: ребенка нужно снимать в естественных для него условиях. Это либо дом, либо ближайшая к дому детская площадка, парк. Те места, где он бывал и не боится там быть самим собой, что так важно в фотографии. В студии малыш может закрыться, и фотографу так и не удастся добиться от него того, что планировалось. Также для меня при съемке детей важен свет, стараюсь всегда снимать при естественном освещении. А в наших городских студиях оно только искусственное.
— В детских садах вот уже много лет популярны коллажи. Детей фотографируют, а потом «сажают» в цветы, окружают зверушками. Что это — профессионализм или самодеятельность?
— Все это было популярно лет десять назад. Сейчас — другое время, другая культура фотографий. Обработка фотографии, так же, как и сам процесс съемки, требует мастерства. А за этими искусственными, но не искусными коллажами часто не видно самого ребенка. Порой работы, выполненные таким образом, очень некачественны — лиц детей не видно, или вообще не продумана композиция коллажа. Нагромождение красок и всяких вещей на такой фотографии только ее портит.
— А есть идеи будущих фотосессий?
alt—Так как я запечатлеваю в основном детей, близких моей семье, и свою дочь, идеи появляются каждый день. Например, этим летом работала с девочками на природе, создав целую историю. Теперь хочется поснимать детей в ретро-стиле. Вот ищу среди знакомых подходящую девочку для образа. Здесь важно не только мое желание, но и готовность родителей откликнуться на призыв. Ведь нужно учесть много всяких моментов, подобрать одежду того времени, соответствующий интерьер… Но в этом и состоит прелесть фотографии: чем больше готовишься, тем больше радует результат.

Совет профессионала
Сергей СУФТИН, фотограф студии «Бифото»:
Детишек снимаем часто, детская фотосъемка — одна из самых популярных у нас в студии. Результат зависит и от поведения ребенка, и от фотографа, конечно. Чем меньше ребенок, тем сложнее на него повлиять — нельзя поставить в определенную позу или вызвать нужные эмоции, но и фотографии, если поймать классный момент, получаются настоящими, не поддельными. Ухищрений при съемке детей тоже много: издать смешной звук, показать что-то новенькое — обычно это вызывает удивление или восторг, вот тут главное — не упустить момент.
С детьми постарше можно уже творить что-то заранее задуманное, выставлять кадр, попросить посмотреть в определенное место или показать определенную эмоцию. Тут уже намного больше зависит от модели. Если ребенок лет пяти не хочет фотографироваться, то и обхитрить его намного сложнее.
Самый трудный возраст модели для фотографа — это около 2—3 лет. В это время ребенка сложно отвлечь какими-то побрякушками и не попросишь сделать что-то сложное. В этом возрасте детишки уже понимают, что происходит, и в то же время боятся нового и не известного им человека — фотографа. Если ребенок в этом возрасте не хочет фотографироваться — это большая проблема.
Но в то же время, каким бы ни было настроение ребенка, всегда получается сделать интересные кадры. Тут главное — слаженные действия фотографа, ребенка и родителей.

• История одного фото
Случайный шедевр

altФото это было незапланированным. Тот самый момент в детской фотографии, который нужно уловить. В этот день мы с мужем и дочерью были в фотомагазине в Санкт-Петербурге. Сашенька сидела у папы в рюкзаке, они просто прогуливались, рассматривая товары. А я занималась выбором нового объектива. Пристреливалась, проверяла его в работе. Один из тестовых снимков оказался таким. Только по приезде домой мы увидели, какой получился шедевр. Вот так случайные снимки могут оказаться лучшими и любимыми.


Галина ЖДАН
Фото из личного архива
Татьяны Максимовой