В ноябре исполняется 131 год со дня рождения великого русского поэта Александра Блока. И его личность, и его творчество до сих пор вызывают у ученых множество вопросов. О своем исследовании творчества Блока читателям «НВ» рассказывает профессор кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ Татьяна ИГОШЕВА, которая разгадывает тайны поэта уже более 10 лет.
— Татьяна Васильевна, вы недавно выступали на конференции, посвященной жизни и творчеству Александра Блока, которая проходила в Институте мировой литературы Российской академии наук. Удалось ли вам приподнять завесу тайны?
— Чтобы понять кажущиеся странными поэтические образы этого сложного, но гениального поэта, мне пришлось тщательно изучить работы различных философов, прежде всего Владимира Соловьева и Платона. В ходе исследования было сделано немало удивительных открытий. Так, думаю, многим еще со школы знаком «размытый» и малопонятный образ Прекрасной Дамы в лирике Блока: «Вхожу я в тёмные храмы/Совершаю бедный обряд/Там жду я Прекрасной Дамы/В мерцаньи красных лампад». Ее прототипом принято считать жену поэта Любовь Менделееву. Но на самом деле это более сложный образ: он символизирует не только рыцарское преклонение перед женщиной, но и является ключом к мистическому мировоззрению Блока.
В трудах Платона я обнаружила понятие «Мировая Душа». Говоря просто, оно означает, что весь окружающий нас мир — живой, существующий по своим особым законам. Блок чувствовал это живое начало в природе, и для него оно имело женское лицо. Кроме того, Мировая Душа для поэта воплощалась в Деве Марии, Матери-природе и его жене. Всех их объединяла особая женственная сущность, которая символизирует красоту мира и дарует жизнь. Неслучайно в письмах к Любови Менделеевой поэт называл ее «моя Богородица».
— Свои философские идеи поэт переносил и в реальную жизнь?
— В начале прошлого века поэты и писатели были увлечены идеей духовного перерождения человека. Они считали, что главное в человеке — его душа, способная творить, а тело, да и вообще вся физиология словно бы сводились на нет.
Так, Марина Цветаева, описывая свою встречу с поэтом Андреем Белым, отметила, что он показался ей похожим на Серафима: только голова и крылья, а тела словно бы и не было. Эта идея бестелесности человека, в частности, повлияла на то, что в творческой элите в то время стали популярными платонические браки.
В поэзии Блока лирический герой стоит на коленях перед Прекрасной Дамой — подобно средневековому рыцарю, он испытывает к ней только платонические чувства. Для него она «недоступна в Своем терему». Пожалуй, такое отношение к женщине Блок перенес и в реальную жизнь. В частности, в воспоминаниях его жены я обнаружила следующую запись: «Мне наконец-то удалось соблазнить своего мужа». Это случилось спустя год после свадьбы.
— Вам не кажется, что в подобных браках есть что-то противоестественное?
— У Блока с женой были очень сложные отношения. К браку у поэта было религиозное и мистическое отношение. Он, как и его лирический герой, готов был поклоняться супруге. Это, конечно, не нравилось Любови Менделеевой. В то же время природа брала свое — Блок заводил романы на стороне, а нередко посещал и публичные дома Петербурга. Однако со своей женой он до самой смерти сохранил дружеские отношения. Любовь Дмитриевна была актрисой, и они как творческие личности дополняли друг друга.
— Как такое противоречивое поведение отразилось в его творчестве?
— Как я уже говорила, в стихах поэт воспевает красоту и женственность, но в то же время там нередко проскальзывает и демоническая насмешка над этим благоговением. Так, в стихотворении «Незнакомка» героиня представляет собой неземной идеал женственности, и в то же время она является проституткой. Есть у поэта и произведения, отражающие темную сторону его личности. Например, образы стихотворения «Город» напоминают мрачный Петербург, описанный в романах Достоевского.
Отмечу, что противоречие в творчестве — смешение святого и демонического — вытекает из характера самого поэта. Блок был сложным, а порой и тяжелым человеком. Недаром в письме Андрею Белому он назвал себя «темным».
— Эти черты у Блока наживные или наследственные?
— Думаю, он получил их от отца, который был яркой личностью. Так, он просто потрясал слушателей своей игрой на рояле и в то же время обладал тяжелым характером: бил жену, кощунствовал над религиозными святынями. Неслучайно Достоевский назвал Александра Львовича демоном. О его противоречивой личности говорит, например, тот факт, что Блок-старший был достаточно состоятельным человеком, но экономил на всем и умер в убогой обстановке. Отец во многом напоминал поэту героев романов Достоевского, например, господина Прохарчина, который жил в бедности и хранил в матрасе золотые монеты.
Сам Блок тоже чувствовал в себе эту страшную, демоническую силу, которую всю жизнь старался сдерживать, но иногда она прорывалась наружу. Так, есть свидетельства, что незадолго до смерти он крушил в комнате всю мебель — столько в нем было разрушительной силы и отчаяния.
Несмотря на то, что за десять лет многое в этом поэте мне открылось, до сих пор Блок для меня остается любимой загадкой. Его творчество открывает дверь в удивительные, фантастические миры, невидимое присутствие которых поэт чувствовал в нашей жизни. Сейчас модно читать произведения, где тесно переплетаются фантастика и реальность: «Мастер и Маргарита» и современные фантастические романы типа «Гарри Поттера». Думаю, лирика Александра Блока при более глубоком и правильном ее объяснении в школе может быть актуальной для молодежи.
Светлана ГОРИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)