Комикс-культура в России пытается наверстать упущенное время
Что такое комиксы — знают все. Как развивается комикс-культура в сегодняшней России — немногие, а каково будущее комикса — вопрос…
На него-то и пытаются ответить два молодых парня из Санкт-Петербурга Илья ОБУХОВ и Владимир ЛОПАТИН, именующие себя издательско-творческим дуэтом Live Bubbles, специализирующимся на комиксах.
В Великий Новгород ребята приехали с благородной целью — поделиться своими познаниями с заинтересованной молодёжью. Встречу организовали в новгородском Арт-холле. Впрочем, понять, насколько актуальна и животрепещуща комикс-тема для нашего города, не так просто, но об этом чуть позже…
Для начала немного истории. Некоторые исследователи комиксов ведут их существование от житийных икон: зарисовки из жизни святого и небольшие текстовки к ним вокруг — чем не прародитель комикса? Люди околоцерковные с такой трактовкой, конечно, могут и поспорить, но уж с тем, что родственником комиксов можно смело назвать советские агитплакаты и окна РОСТА, согласятся все.
Однако, по словам Ильи Обухова, долгое время бытовало и другое мнение: комиксы это буржуазная культура, одна из важных целей которой — разрушение советской культуры. Дело в том, что в одном из первых выпусков о путешествиях репортёра Тен-Тена герой посетил советскую Москву. Авторы истории позволили своей фантазии разгуляться: итог наших идеологов не устроил, и путь западным комиксам в СССР был заказан.
— Зато у нас было немало своих журналов: детских и очень качественных, — рассказывает Илья, демонстрируя их обложки на кадрах презентации. Процесс узнавания срабатывает моментально: увидев знаменитого пса Пифа и его приятеля кота Геркулеса, я с удовольствием погружаюсь в собственное детство.
— Но пришли 90-е годы, и стране стало совсем не до детских комиксов, — трагически обрывает Владимир. — Впрочем, тут-то и начинается самое интересное: что же с комиксами происходит сегодня…
— Насколько в нашей стране вообще популярны комиксы?
Владимир: — Комиксы — это полноценный вид искусства, во всяком случае, так считают в Европе. У нас с комиксами как-то не сложилось. Показательно, что самые популярные комиксы в России — переводные.
— Мне кажется, мнение среднестатистического «взрослого» о комиксе: это что-то детское или глупое?
Илья: — Не надо быть стереотипным обывателем. Комикс, как и любой другой вид искусства, разнообразен — есть развлекательный, исторический, философский. Комикс Арта Шпигельмана «Maus» рассказывал историю жизни его отца Владека Шпигельмана, польского еврея, пережившего Холокост. Евреи в рисунках представлены в образе мышей, а немцы — кошек. Премия Пулитцера нашла комикс в 1992 году.
Любителям русских комиксов известны имена Виктории Ломаско и Антона Николаева, создавших проект «Таганское правосудие». Это серия репортажей с судебного процесса над организаторами выставки «Запретное искусство-2006», возбужденного за разжигание религиозной розни. Ребята смело объединили жанры судебного рисунка и альтернативного комикса, документальной зарисовки с натуры и комиксных «пузырей» с дословно записанными репликами участников процесса. Кстати, за эту работу они были номинированы на премию Кандинского.
Владимир: — В общем, с культурой создания качественных, оригинальных комиксов и у нас всё в порядке.
— А как насчёт культуры чтения?
Илья: — Тут всё сложнее… Основной потребитель комиксов — рисующие комиксы люди. Получается такой междусобойчик, или круги на воде. Издаётся сборник, в нём 20 авторов, у них есть друзья, читающие комиксы. У друзей есть свои друзья и так далее…Мы надеемся, что эти круги и должны развить культуру чтения комиксов.
Владимир: — Опять же в Америке механизм распространения совсем другой. Тот же самый супермен, популярный в 30—40-х годах, не интересен взрослому, но на нём воспиталось поколение детей. Позже для них стали появляться более серьезные работы, тот же Фрэнк Миллер с его «Городом грехов». А у нас не было возможности воспитать читателя. Исправить положение пытаются сегодняшние фестивали комиксов: «КомМиссия» в Москве и «Бумфест» в Санкт-Петербурге.
— Можно ли сегодня зарабатывать деньги на этом увлечении?
Владимир: — Заработать можно. В трудовой, конечно, не напишут «рисует комиксы», но при желании набрать частные заказы не так уж сложно. Много рекламы сейчас делается именно с помощью комикса.
Илья: — Мне особенно приятно вспоминать о моём сотрудничестве с газетой «Деловой Петербург». Получаешь задание от редакции и делаешь небольшой рисунок на злободневную тему. Обычно в четверг вечером согласовываешь сценарий, а в пятницу утром должен выйти комикс — впереди вся ночь. Героями моих рисованных историй становились Валентина Матвиенко, Дмитрий Медведев, Иосиф Сталин. Но всё-таки самое приятное — это получить деньги от заказов и издать на них книгу собственных, авторских комиксов. Не так давно мы получили такую возможность. Главное — не рисовать в стол, быть наглым и предлагать свои художества всем подряд, кто-нибудь обязательно откликнется.
Мария КЛАПАТНЮК
Фото из личного архива Ильи Обухова