Четверг, 26 декабря 2024

Редакция

Сергей ПУХАЧЁВ: «К публике нужно относиться, как к даме»

Городскому центру — ещё не юбилей, но уже дата Два года назад свои двери открыл Городской выставочный центр в Великом Новгороде.
За это время в стенах Центра прошло 54 выставки, которые посмотрели порядка 40 тысяч зрителей. О его работе мы попросили рассказать директора ГВЦ, искусствоведа Сергея ПУХАЧЁВА. — Сергей Борисович, с появлением Городского выставочного центра культурная жизнь в областном центре бьёт ключом как никогда: выставки сменяют друг друга беспрестанно. Интересно, вам самому какие экспозиции запомнились?
— Первой выставкой у нас была экспозиция работ Зураба Церетели. Это было эпопейное событие по многим показателям. Всё произошло по звонку. Я просто позвонил, нарвался на его дочь, рассказал о том, что в Великом Новгороде есть выставочный центр, робко пытался что-то ещё объяснять. А она тут же сказала: «Сдэлаэм, дарагой». И через две недели здесь было пять тонн груза — его скульптура, мозаика, эмаль и живопись. Такой вот мощный старт. Кстати, выставка Церетели входит в тройку самых посещаемых. Но выдерживать такой накал, ритм, безусловно, невозможно. Дотянуться из провинции до известных художественных имён очень непросто. Везде очереди, длительные переговоры. Тогда мы занялись художественными проектами. Вообще, на мой взгляд, сегодняшнее состояние выставочной деятельности не может быть равнодушно-выставочным. Выставили — забыли. Надо искать какие-то события, обнаруживать внутри самого художника дополнительный смысл, пытаться сочетать его с другими, выискивать необычные направления, искать интерактивную составляющую, чтобы зритель был занят.
— А какой он, кстати, новгородский зритель?
Директор ГВЦ, искусствовед Сергей ПУХАЧЁВ— Признаться честно, сначала новгородская публика мне не понравилась. Очень показательной в этом плане оказалась выставка «Портрет минус фотография», когда мы поставили рядом живописный портрет и протокольную фотографию. Нам хотелось понять художественную дистанцию, их разделяющую. Мы тогда провели голосование. И результаты нас просто ошеломили. Оказалось, что первое место занял портрет, просто копирующий фото. Поэтому у нас тут же возникло второе направление деятельности — просветительское. Стало понятно, что не только Новгород, но и вся русская культура прошла мимо чего-то важного. В частности, мимо XX века в развитии искусства. И обычное копирование фотографии рассматривается сегодня нашим зрителем как верх искусства. Мириться с этим нельзя — это же пещерный, примитивный взгляд.
А вот зрители, пришедшие на выставку работ Шагала, меня поразили уже другим. Это были вдумчивые зрители, делившиеся своими впечатлениями, рассуждавшие о культуре, вере, Библии. «Где же вы раньше были?» — спрашивал я у них. Оказывается, до этого многие из них в Центр не ходили вовсе, думая, что в Новгороде никаких интересных художественных проектов быть не может. Так что публика у нас есть. Просто относиться к ней надо, как к даме: очень бережно, ухаживать за ней, дарить ей всякие разные безделушки. В общем, завести с ней роман. Вот мы и интересничаем. Мы не можем позволить себе просто повесить картины.
— А как зарекомендовал себя новгородский Дом фотографии?
— Выставки фотографии всегда были популярными. Но всё-таки перемешивать живопись и фотографию, мне кажется, не очень правильно. Поэтому мы и решили создать Дом фотографии. И это оказалось очень хорошим шагом. Во-первых, многие сегодня сами снимают, да и выставки фотографии потребляются в два раза больше, чем живописные. Люди не боятся быть обманутыми. Фото есть фото. А современное искусство, когда поставленные друг на друга два кубика выдаются за шедевр, понять многим трудно. А может быть, публика думает, что фотография — не очень сложное искусство. Хотя, конечно, ошибается. Но те десять фотовыставок, что у нас состоялись, убедили нас, что это надо продолжать.


Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото Владимира БОГДАНОВА