Народный артист России Николай ДОСТАЛЬ всё-таки побывал в Великом Новгороде, забытом им при съёмках телесериала «Раскол», где новгородской натурой послужил Суздаль.
Николай Досталь откликнулся на приглашение священника Александра Панкратова, между прочим, одного из самых дотошных его критиков. Отец Александр, что называется, с карандашом и блокнотом просмотрел все 20 серий «Раскола», демонстрировавшихся в сентябре на канале «Культура». Свои комментарии размещал в «Живом Журнале». Прочел их и Досталь, ему понравилось. В общем, просто сел за руль своего автомобиля и приехал в наш город. Еще и двух гостей привез на праздник — отца Леонтия Пименова, благочинного старообрядческих приходов Московской области, и Александра Антонова, руководителя информационно-издательского отдела митрополии.
«Раскол» — фильм, о котором спорят. Подчас непримиримо. Особенно интернет-сообщество. Не отпускает нас XVII век. Без него, как говорил Александр Солженицын, не было бы и 17-го года. Но фильм не о том, кто прав, кто виноват. Он — о трагедии народа и ответственности власти за последствия принимаемых решений. Это слова самого Досталя.
— Николай Николаевич, откуда появилась сама идея взяться за такой трудный вопрос, как раскол?
— В свое время на съемках картины «Завещание Ленина», посвященной писателю Варламу Шаламову, я прочел его поэму «Аввакум в Пустозерске». Очень сильная вещь. Тогда я и задумался о расколе. По-человечески мне жаль и патриарха Никона, и протопопа Аввакума, и царя Алексея Михайловича. Все они — трагические фигуры.
— И каждый имел благие намерения...
— Этот постулат — цель оправдывает средства — стоил народу слишком дорого. Была идея: Москва — Третий Рим. Но какие методы! Вырывать языки, казнить, жечь... А ХХ век? Социализм, коммунизм... Люди — как спичечные коробки. России повезло с народом, с ископаемыми разными, но почему же с властью такая непруха?
— И почему?
— Черт его знает! Говорят, наша страна создана, чтобы удивлять.
— Кино — тоже.
— Кино вообще не может изменить жизнь. Лишь в той или иной степени повлиять на отношение человека к жизни. Это тот минимум, на который я рассчитываю.
— А на вас лично отразилось погружение в духовную проблематику? После «Раскола» вы все тот же или?..
— У нас с Михаилом Кураевым, это автор сценария, был такой разговор. Я спросил у него: «А не пора ли нам с тобой как-то определить свои отношения с Богом?». Я человек невоцерковленный, Михаил и крещен даже не был. А он тоже задал вопрос: «В какой храм-то теперь идти?». Признаться, мне и отец Леонтий намекал, мол, ну теперь-то...
Я все же профессионал. Мой сынишка в пять лет так ответил на вопрос о папиной работе: «Папа не работает. Он кино снимает». Вот я и буду не работать. И в монастырь не пойду.
— Ваш сценарист — однофамилец известного православного деятеля Андрея Кураева.
— Его аэродьяконом называют. В самом деле, он постоянно летает, много перемещается по стране, встречается с людьми, защищает православие.
— На отзыв о вашем фильме у него тоже нашлось время.
— И отзыв хороший: «Смотрел последнюю серию. Здорово! Одним кадром сапогами Петра показана смена эпохи на имперскую».
У меня часто спрашивают о том, как отреагировала РПЦ на «Раскол». Ну не будет по этому поводу собираться Архиерейский собор. В целом, как мне кажется, нормально отреагировали, позитивно. Когда на «Культуре» обсуждение было, архимандрит Тихон Шевкунов пятерку поставил. Отец Леонтий, правда, выше оценил — на пять с плюсом.
— При этом в интернет-форумах от духовных лиц немало критики в ваш адрес в связи со всевозможными, скажем так, каноническими несоответствиями.
— Да, и новгородский отец Александр немало их нашел. Но, друзья мои, это художественный фильм, дающий право на какие-то отступления, авторскую фантазию, в конце концов. Не объясняться же по каждому случаю. Вот у вас персонаж не снял шапку, хотя должен был. А у него под этой шапкой парик. Неудобно одним махом все снять. Спрашивают: почему у вас царь не настоящий? Алексей Михайлович был не худ, а тучен и скончался чуть ли не от ожирения. Ну вот не хотелось нам такого царя. Выбрали стройного, русскообразного, что ли.
— И сравнительно малоизвестного? Ваш сериал — это действительно открытие многих актерских имен.
— В профессиональной среде все они хорошо известны. К тому же я видел свою задачу в том, чтобы в этом фильме на ведущих ролях были люди, которые не ассоциируются у зрителя с десятками других ролей, в которых они уже сыграли.
— Николай Николаевич, а все же некоторые эпизоды и впрямь могут показаться слишком вольным толкованием эпохи...
— Вы, наверное, про обнаженную монашку?
— Или сцену блуда прямо в храме. Обидно за XVII век. Ведь тогда за веру на смерть шли!
— Этот эпизод взят из житийной литературы. А монашка... Она ведь говорит, что насильно пострижена. Хотя потом она в фильме игуменьей становится. Надо же видеть развитие сюжета, а не только голую женщину. Да и сам фильм — не для одних староверов и вообще верующих людей. Он адресован широкому зрителю.
— Я недавно побывал на Вологодчине, где снимался «Раскол». Эти съемки — теперь часть экскурсионного рассказа.
— Видели в Кирилло-Белозерском монастыре колокол, взятый в оградку? Он из пенопласта, но музейщики оставили, берегут. А вот на Соловках от нашего реквизита избавились тут же. Поначалу отцу Порфирию приглянулась наша лестница у Преображенского собора, которую сам же разрешил нам построить. Просил оставить. Но как только сам по ней взобрался и спустился, тут же дал команду разобрать, а то монахи ноги переломают. Мы же не строили на века.
— Соловки куда дальше от Москвы, чем Великий Новгород. Почему все же ничего не снято в нашем городе?
— Город у вас замечательный! Я впервые тут. Уютный, компактный. Пешочком все обошел. Ну а на съемки к вам не приехали, потому что бюджет такой. Деньги считать надо. Ехать, чтобы снять лишь один эпизод, дороговато. Мы и Москву снимали в Суздале. Но тут другая причина: в столице, к сожалению, просто невозможно снимать XVII век.
— А по какой причине сериал показали только по «Культуре»?
— Вопрос не ко мне. Говорят, что кто-то решил минимизировать риски. Страна к выборам готовится, а тут «Раскол». Но я надеюсь, что спустя некоторое время сериал сможет увидеть аудитория одного из главных телеканалов страны. На «Культуре» во время показа «Раскола» были самые высокие рейтинги. Интерес к фильму есть. Вообще, я считаю, он сам должен говорить за себя. А мое режиссерское дело помалкивать. Какое дитя родилось, такое оно и есть...
Василий ДУБОВСКИЙ
Владимир БОГДАНОВ (фото)