Суббота, 27 апреля 2024

Редакция

Смех сквозь слёзы

В НовГУ состоялся творческий вечер на тему «Литературная пародия: вчера, сегодня, завтра». Есть ли у этого жанра «завтра»?

Председатель литературного объединения при университете Владимир ИСАКОВ рассказал гостям историю возникновения литературной пародии и поделился собственным опытом работы в этом непростом жанре.

Пик популярности пародии пришелся на 70–80-е годы прошлого века. Сложно сказать, жив ли этот жанр до сих пор.

Наверное, «пациент скорее жив, чем мертв», ведь сегодня модно пародировать политиков, звезд шоу-бизнеса, фильмы, рекламу. В литературе только, к сожалению, пародия оказалась не в чести.

Дело в том, что в ней важна узнаваемость объекта, над которым смеются. Кроме того, пародия должна обыгрывать стиль автора. А многие ли теперь знают и читают современных поэтов? По мнению Владимира Рувимовича, есть и еще одна причина ухода пародии из литературы — современные произведения во многом похожи друг на друга по стилю, так как сейчас информативность вытеснила стилистику на второй план. Между тем Исаков признается, что сам увлеченно пишет небольшие пародии на произведения новгородских поэтов.

— На меня большое влияние оказало творчество талантливого поэта-пародиста, ведущего телепередачи «Вокруг смеха» Александра Иванова, — рассказал он. — Мне нравится пародировать как классиков, например, Булата Окуджаву, так и новгородских авторов. Чтобы писать действительно хорошие пародии, нужно обладать живым чувством юмора. Прочитав внимательно стихотворение, пародисты часто обращаются к каким-либо личностным недостаткам автора — тщеславию, любвеобильности, пристрастию к алкоголю — и обыгрывают их.

За что им нередко приходится расплачиваться. Так, например, в Азербайджане, где раньше жил и работал Исаков, его пародии были встречены очень жестко со стороны поэтов. А вот новгородские авторы с удовольствием читают литературные карикатуры на себя. Неудивительно, ведь негласное правило пародистов — обыгрывать только стихи, обладающие оригинальным стилем и содержанием. Например, в произведении новгородской поэтессы есть такие строки: «Я задержалась в девятнадцатом,/Колье… корсеты… веера…/И кажется, еще вчера/В саду дышала вашим лацканом».И вот как удалось их обыграть Владимиру Исакову: «Вчера в саду балдели с «Балтикой»./И тут я (знаю почему)/Вдруг задышала вашим галстуком,/Хотя корсет мешал тому/»...

Впрочем, особенно радоваться или раздражаться авторам вряд ли стоит, ведь пародийные произведения, талантливые или нет, как правило, недолговечны. Одно из редких исключений в этом жанре — пародия на рыцарские романы прошлых веков, подарившая литературе бессмертного Дон-Кихота.

Светлана ГОРИНА