Вторник, 30 апреля 2024

Редакция

Осенняя «метель»

{thumbimage 150px 1}Новый сезон новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» открывает классикой
О предстоящей премьере и планах на сезон в целом корреспонденту «НВ» рассказала художественный руководитель театра для детей и молодёжи «Малый» Надежда АЛЕКСЕЕВА.
- Очередной творческий сезон в театре «Малый» открылся восстановленным спектаклем «Небесный мост», который был изъят из репертуара два года назад. Интересно, что способствовало возрождению этой постановки?
- Спектакль, выросший из писем Марины Цветаевой и австрийского поэта Райнера Марии Рильке, был востребован не только зрителями, но и среди труппы он был одним из любимых. Поэтому мы и решили его вернуть. Тем более что 2011 год - год 70-летия со дня смерти поэтессы.  С вводом на роль Рильке такого зрелого актёра, как Олег Зверев, спектакль, несомненно, очень изменился, в нём появилась некая мудрость.
Марину Цветаеву в новой версии «Небесного моста» по-прежнему играет актриса Марина Вихрова. Для неё в своё время эта постановка была дипломной. Теперь же актёры по возрасту практически совпадают со своими героями, что тоже добавляет спектаклю плюсов. Так что постановка, как и раньше, собрала полный зал.
- В этом сезоне театр обращается и к творчеству Пушкина. До премьеры спектакля по повести «Метель» остаются считанные дни - зрители увидят спектакль уже в четверг. Почему ваш выбор пал на одну из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»?
- Как говорил Юрий Лотман, Пушкин - это тот автор, к творчеству которого театр обращается чаще всего. В своих произведениях Александр Сергеевич задаёт очень много вопросов. А театр умеет искать на них ответы. Столько вопросов, сколько писатель обозначил в «Метели», нет, пожалуй, больше ни в одном его произведении. Тем эта повесть нам и интересна.
- Какая «Метель» разыграется на сцене театра «Малый»?
- Здесь есть вопрос сути и вопрос формы. И это абсолютно разные проблемы. Что касается сути, то здесь очень важно понять, что «Метель», впрочем, как и всё творчество Пушкина, мы начинаем изучать очень рано: с младших классов. Конечно, опыт школьника, человека, который первый раз соприкасается с данным произведением, - это опыт полуанекдотичной истории.
Для театра же это, бесспорно, вопрос драматический. Это история любви. Юной, страстной, может быть, где-то надуманной, но ради которой люди рискнули бросить вызов судьбе. И дальше для нас очень важен момент: когда ты упускаешь любовь, данную тебе Богом, из-за собственного страха перед устоями. Я могла бы назвать «Метель» ироничной историей, историей о фатальности судьбы. Даже могла бы назвать её анекдотичной, если бы Пушкин не выявил внутри произведения смерть героя - ведь Владимир погиб. Когда погибает один из персонажей, мы уже не можем говорить об истории как о мелодраме. В принципе и о драме не можем говорить, потому что по законам театра, драматургии, если присутствует смерть одного из героев, это трагедия. Я думаю, тут всё-таки речь идёт о схватке человека с судьбой.
Когда мы только готовились к постановке, изучали материал, то обнаружили много интересных фактов. Интересно, например, что «Метель» была последней повестью Белкина с открытым финалом: «Бурмин побледнел... и бросился к её ногам...». Но что же было дальше? Уж не верю я, что так прост был Пушкин, который просто написал анекдот в конце всех повестей Белкина. Многоточие автора открывает дорогу к диалогу, познанию и решению, какая же любовь лучше: с героем или такая мятущаяся, но оказывающаяся в итоге настоящей.
Что касается формы. Интересно, что у Пушкина повесть называется и «Метель» и «Мятель». Обратите внимание, как он играет с фамилией Бурмина - буря, ненастье. Так он в своё время поиграл и с мятелью, как со смятением внутри человека. Поэтому в спектакле очень много места отдано слову великого поэта. Кроме того, театр продолжает искать себя в театре движения, соединяя его с видеоартом, создавая на сцене метель, через которую должен пройти и зритель, эмоционально прочувствовав переживания героев.
- Как расширится гастрольная география театра в этом году?
- Она в этом году у нас обширная - сразу после премьеры мы отправляемся на международный театральный фестиваль «Пьерро», который проходит в городе Стара Загора. Болгария уже встречала наш спектакль «Синдбад». Теперь в путь отправляется постановка в японском стиле «97 с половиной шагов по дороге, которая летит над спиной спящего в океане дракона». Болгары очень хотели представить российский театр в своей программе, и мы получили приглашение сыграть спектакль на сцене Оперного театра. Буквально сразу по возвращении из Болгарии театр начнет подготовку к гастролям в Ростове-на-Дону, где проходит Международный театральный фестиваль «МиниФест» - в октябре мы представим наши воспоминания о Японии уже для ростовчан.
- Надежда, вы вошли в состав недавно созданного Совета по культуре при губернаторе. Какие вопросы этой сферы, на ваш взгляд, требуют оперативного решения?
- Я думаю, что вопросы, связанные с развитием современного искусства, в городе актуальны не менее других. Мы имеем гигантский исторический пласт, который все активно продвигаем, и он является основным и, безусловно, очень важным. Но всё-таки новгородцы, и молодежь в том числе, живут и создают мир здесь и сейчас. Мир, который должны вспомнить потомки не только как начало XXI века, но и как время, ознаменованное событиями. Если говорить о серьёзном искусстве, театре в частности, то мы должны оставить традицию. Театр как память - ничто, как традиция - всё.
Здесь нужно взглянуть на два вопроса: прежде всего на материально-техническую базу. Дело в том, что здание, в котором мы сегодня существуем, не ремонтировалось с 1985 года - у него треснул фундамент. Поэтому, если мы хотим сохранить театр, сначала нужно сохранить место, на котором он базируется. И второй вопрос - это, конечно, кадры. Я даже не говорю об их пополнении, ведь театр пытается решать данную проблему совместно с НовГУ. Дело не только в деньгах, но и во внимании, внимании власти к искусству. Вот чего нам не хватает.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА