Четверг, 26 декабря 2024

Редакция

Назад в будущее

{thumbimage 150px 1}Вечный спор музейщиков и церкви о том, является ли перестроенная церковь памятником культуры или всё же храмом, иногда разрешается обоюдным согласием
Церковь Пантелеймона, или, как принято её называть в народе, Николо-Кочановская, затерялась в самом центре Великого Новгорода. Большинство горожан опознает её по определению: «где-то около первого роддома и загса, в ней еще санэпидстанция была».
Знатоки новгородской истории или воцерковленные граждане укажут: «Под её спудом покоятся мощи почитаемого святого».  Но в целом сведений о храме, как говорится, не густо. О том, что это беленое здание - действительно церковь, говорят лишь форма окон да полукруглые выступы-апсиды с восточной стороны. Храм, перестроенный в XIX веке, особого пиетета исследователям новгородской архитектуры никогда не внушал. Однако сегодня и он может вызвать у горожан толки, потому что храм Блаженного Николая Кочанова вот-вот будет передан в ведение Новгородской и Старорусской Епархии.
Звенела музыка
Существует всего одно историческое исследование, посвященное храму, оно опубликовано в ежегоднике «Памятники культуры: новые открытия за 1995 год». В нем автор сурово подытоживает: «Церковь можно рассматривать как достаточно рядовой памятник новгородской архитектуры».
На первый взгляд, особенно для человека атеистического склада ума, ничем непримечательное местечко в центре города. Ан нет! Тот, кто ищет интересное, - всегда найдет. Особенно в объекте 1554 года постройки.
Стоит только вспомнить, что в этом году Великий Новгород отмечает 150-летие со дня рождения Антония Аренского. Знаменитый композитор провел в нашем городе только первые 10 лет своей жизни, поэтому каждый факт его пребывания здесь для музыковедов ценен. Церковь Пантелеймона - одно из таких свидетельств. Именно в ней на пятый день после рождения Антония, то есть 16 августа по новому стилю, будущего композитора крестили. В этом году исследователь жизни и творчества Аренского Валерий Демидов предложил почтить это событие установкой на стене здания памятной доски. Впрочем, как сообщила председатель комитета по увековечению значимых событий истории Великого Новгорода, памяти выдающихся личностей Ольга ПОПОВА, окончательного решения по этому вопросу еще не принято, и, возможно, памятная доска будет установлена не здесь, а на детской музыкальной школе им. А. Аренского.
Кочан капусты
Обилие церквей, находящихся в непосредственной близости друг от друга, новгородцев не удивляет уже давным-давно. Вот и в древности на расстоянии 100-150 метров от храма Пантелеймона находились не менее пяти церквей: Якова, Николы, Мины, Георгия, Козьмы и Демьяна. Однако храм Пантелеймона имел перед ними преимущество, ибо его возведение новгородскими мужами было обусловлено причинами мемориального характера. Как гласит Новгородская летопись, в 1554 году «месяца июня в 20 вторый день, в пяток, в Новегороди на Софийской стороны, на Яковлевой улицы, заложил церковь камену архиепископ Пимин мужи Новгородци над гробом блаженного Николы Кочанова, во имя святаго великомученика Пантелимона...».
Таким образом, церковь, не слишком интересная с точки зрения новгородской архитектуры, приобретает культовое значение для православных новгородцев. Более того, история её тесно связана с рядом новгородских легенд.
Никола Кочанов, над могилой которого и возведен храм, был особо почитаемым новгородским святым, юродивым. Начало его подвижнической судьбы напоминает многие истории святых: рожденный в богатой семье, мальчик очень сильно отличался от своих сверстников, играм предпочитал посещение храма, молитву и пост, а когда подрос, раздал свое богатство бедным и принял на себя подвиг юродства Христа ради.  Претерпевая обиды от горожан, Николай Кочанов  продолжал любить и утешать их, за что и был одарен способностью прозорливости и чудотворения. И с того момента в Новегороди начали совершаться чудеса.
Известно, что в конце XIV века, при жизни Николая Кочанова, горожане с Софийской и Торговой сторон страшно враждовали друг с другом. Доходило дело и до кровопролития. Противостоять этому решили Никола Кочанов, живший на Софийской стороне в Неревском конце, и юродивый Феодор со стороны Торговой. Оба юродивых договорились изображать между собой вражду, дабы указать горожанам, как глупо они поступают. В один из дней блаженный Феодор забрел на Софийскую сторону, где, конечно, и встретил блаженного Николу. Никола показательно набросился на Феодора с криками, чтобы тот убирался с чужой земли. Феодор припустил наутек и добрался до Торговой стороны по водам Волхова аки по- суху. Пока он бежал, Никола запустил в него кочан капусты, Феодор кочан подхватил и продолжил чудесное бегство со своей новой ношей. Вдогонку ему лишь неслось Николаево: «Отдай кочан! Он мой, а не твой!».
С тех пор Никола и получил прозвание Кочанов, а своенравные новгородцы примирились. Жители обеих сторон очень любили вспоминать историю мнимой вражды юродивых.
Скончался блаженный Никола 27 июля 1392 года и был погребен, согласно своему завещанию, на краю кладбища Иаковлевского собора, у дороги. В том же году преставился и блаженный Феодор. Новгородцы стали брать с могилки юродивого Николы песок и воду, освещаемые в праздники, и по молитвам к нему стали исполняться просьбы и происходить чудеса. Спустя 162 года на месте этой могилы и был возведен храм.
Дела бумажные
{thumbimage 150px 1}Сегодня на церкви Пантелеймона ни куполов, ни крестов. Однако её история знает уже не только разрушение, но и восстановление. Церковь разорялась во время шведской оккупации и восстанавливалась в 1618 году «Софийскою казною и от иных людей». В советские годы храм был закрыт и длительное время пустовал, в Великую
Отечественную войну было полностью утрачено его внутреннее убранство, а в наши дни в стенах церкви располагалась городская
санэпидстанция. Сегодня надежда на скорое возвращение церкви ее первоначального вида вновь появилась. И первый тому звоночек - переехавшая их храма станция дезинфекции.
Как сообщила начальник службы реставрации Новгородской и Старорусской епархии Валентина КОРОГОДИНА, документы о передаче храма с баланса Росимущества на баланс епархии сейчас находятся в стадии оформления. Как только с бумажной волокитой будет покончено, в храме сразу же начнутся ремонтно-реставрационные работы, дабы затем его можно было использовать по прямому назначению. Только вот предположить, когда же это наконец произойдет, пока проблематично. Не быстрое это дело в нашей стране - оформление документов.
Более того, в это же время Новгородская и Старорусская епархия решает вопрос о передаче ей еще трех новгородских церквей. Их названия пока не афишируются, потому что в отношении этих храмов дело продвинулось еще не так далеко, как с храмом Пантелеймона.
Нередко вопрос передачи каких-либо ценностей в ведение церкви становится камнем преткновения между ее служителями и учеными. Понять можно и тех, и других. РПЦ указывает на необходимость возвращения отобранного, историки главным своим аргументом называют некомпетентность церкви в уходе за стариной.
Вокруг храма Пантелеймона такого спора уже, несомненно, не разгорится.
- Я передачу этого храма в ведение епархии только приветствую, - прокомментировал историк архитектуры Владимир ЯДРЫШНИКОВ. - Это не тот случай, когда решается судьба уникальной, старинной фресковой живописи. Церковь Пантелеймона, во-первых, была перестроена в XIX веке, во-вторых, утратила свое убранство в веке XX, в годы оккупации Новгорода. Да и чертежей, как она выглядела в первоначальном виде, не сохранилось. Не сильно ею интересовались еще и потому, что она всегда находилась в сравнительно хорошем состоянии и не требовала аварийных работ.
Так что не то исторический ход событий, не то святой Никола Кочанов сумели примирить хоть на время науку и религию. Храм Пантелеймона отправляется назад - в будущее, где в нем снова зазвучат православные песнопения. И согласитесь, новгородцы, в этом есть нечто истинно верное.
Алина БЕРИАШВИЛИ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)