{thumbimage 150px 1}Переведены на русский язык и поступили в продажу два тома романа всемирно известного японского писателя Харуки МУРАКАМИ «1Q84»
Название книги (привет Оруэллу!), которая обещает пополниться и третьим томом, столь таинственно и непонятно, что переводчик Дмитрий Коваленин решился на творческое осмысление и прочел его так: «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре». Не зря же пишут, что русского Мураками в общем-то создал переводчик, а в оригинале он совсем другой.
Кстати, сам Коваленин в одном из интервью сказал о «1Q84»: «Это роман о любви мужчины и женщины. Они пересеклись в 11 лет в очень сложный для них обоих момент и обменялись рукопожатием, которое потом станет некой точкой отсчета всех их действий и поступков. Когда им уже по 30 лет, воспоминание об этом рукопожатии постоянно бьет им на подкорку и заставляет совершать какие-то необъяснимые действия». Но верить этому на слово необязательно, потому что к сказанному переводчик добавил: «Вообще-то сюжеты книг Мураками трудно поддаются пересказу».
Да, в отличие от того Мураками, к которому мы привыкли за десять лет поклонения его таланту беллетриста и философа, этот читается с трудом. Автор умудрился запихать под одну обложку практически все колкие и вечные проблемы современности. Такие, как вера и религия, любовь и секс (которые, по его мнению, никак не могут существовать одновременно), оружие и домашнее насилие, убийство по убеждениям и суицид, а также воровство, предательство и просто человеческий эгоизм. Плюс ко всему создал несколько сюжетных линий по так называемой технике «вставной новеллы» или «романа в романе». Причём в первом приближении эти линии совершенно не связаны между собой. Так что пришлось изрядно изнасиловать себе мозг, дабы проникнуть в замысел писателя.
Кстати, по поводу писательского стиля. Мне и раньше казалось, что Мураками очень уж увлекается созерцательными отступлениями да длинными описаниями. Нередко даже посещала мысль: «А не лучше ли было вообще без них?». Но в этом романе он сам себя перещеголял. Через эти «ремарки» продираешься как через джунгли. Только мачете при тебе нет.
И все-таки в целом, если смириться с капризами, своими и автора, роман достойный. Получится разложить все параллели «по полочкам», тогда сюжет сразу обретает захватывающий характер. Конечно, взыскательных любителей детектива, скорее всего, ждёт разочарование, хоть главная героиня Аомамэ не только инструктор по фитнесу, но по совместительству наёмная убийца жестоких мужей.
Основной акцент в книге направлен вовсе не на убийства, расследования и подобные интрижки. Роман написан более высоким стилем, и основная фабула, как мне показалось, строится на теме потери себя и духовной пропасти между поколениями отцов и детей. Легкомысленный автор к тому же легко переплетает это с проблемой извращённых умов нашего времени. «Извращенных» во всех смыслах этого слова.
А вот ценители фантастики могут ликовать. Как раз в первой книге читателя знакомят с миром 1Q84, некой параллельной Вселенной, куда в определённый момент незаметно для себя попала Аомамэ и где всё практически такое же, как и в нашем мире. Правда, на небе две луны, а неизвестные и непонятные до конца (что поделаешь - Япония) Little People заправляют жизнями каждого.
После прочтения первой книги возникает огромное количество вопросов, ответы на которые можно найти, если прочитать вторую. Взахлеб вряд ли получится, но когда одолеете, откроется вам Истина (в трактовке Мураками).
Не хотелось бы обижать ярых поклонников его творчества, но, на мой взгляд, роман слишком уж длинный. Да еще третий том на подходе. Повторюсь, что без некоторых обширных описаний роман бы ничего не потерял, и следить за сюжетом было бы гораздо легче. А так получается, что главное достоинство книги в том, что Мураками повторил подвиг Толстого относительно масштабов и пространных отступлений от основной линии повествования («Война и мир»). Однако повтора никто не просил. И героизм японца оценят немногие.
Впрочем, тут я не права. По сообщениям СМИ, на родине автора роман «1Q84» был раскуплен в первый же день и моментально попал в разряд мега-бестселлеров.
Да, в отличие от того Мураками, к которому мы привыкли за десять лет поклонения его таланту беллетриста и философа, этот читается с трудом. Автор умудрился запихать под одну обложку практически все колкие и вечные проблемы современности. Такие, как вера и религия, любовь и секс (которые, по его мнению, никак не могут существовать одновременно), оружие и домашнее насилие, убийство по убеждениям и суицид, а также воровство, предательство и просто человеческий эгоизм. Плюс ко всему создал несколько сюжетных линий по так называемой технике «вставной новеллы» или «романа в романе». Причём в первом приближении эти линии совершенно не связаны между собой. Так что пришлось изрядно изнасиловать себе мозг, дабы проникнуть в замысел писателя.
Кстати, по поводу писательского стиля. Мне и раньше казалось, что Мураками очень уж увлекается созерцательными отступлениями да длинными описаниями. Нередко даже посещала мысль: «А не лучше ли было вообще без них?». Но в этом романе он сам себя перещеголял. Через эти «ремарки» продираешься как через джунгли. Только мачете при тебе нет.
И все-таки в целом, если смириться с капризами, своими и автора, роман достойный. Получится разложить все параллели «по полочкам», тогда сюжет сразу обретает захватывающий характер. Конечно, взыскательных любителей детектива, скорее всего, ждёт разочарование, хоть главная героиня Аомамэ не только инструктор по фитнесу, но по совместительству наёмная убийца жестоких мужей.
Основной акцент в книге направлен вовсе не на убийства, расследования и подобные интрижки. Роман написан более высоким стилем, и основная фабула, как мне показалось, строится на теме потери себя и духовной пропасти между поколениями отцов и детей. Легкомысленный автор к тому же легко переплетает это с проблемой извращённых умов нашего времени. «Извращенных» во всех смыслах этого слова.
А вот ценители фантастики могут ликовать. Как раз в первой книге читателя знакомят с миром 1Q84, некой параллельной Вселенной, куда в определённый момент незаметно для себя попала Аомамэ и где всё практически такое же, как и в нашем мире. Правда, на небе две луны, а неизвестные и непонятные до конца (что поделаешь - Япония) Little People заправляют жизнями каждого.
После прочтения первой книги возникает огромное количество вопросов, ответы на которые можно найти, если прочитать вторую. Взахлеб вряд ли получится, но когда одолеете, откроется вам Истина (в трактовке Мураками).
Не хотелось бы обижать ярых поклонников его творчества, но, на мой взгляд, роман слишком уж длинный. Да еще третий том на подходе. Повторюсь, что без некоторых обширных описаний роман бы ничего не потерял, и следить за сюжетом было бы гораздо легче. А так получается, что главное достоинство книги в том, что Мураками повторил подвиг Толстого относительно масштабов и пространных отступлений от основной линии повествования («Война и мир»). Однако повтора никто не просил. И героизм японца оценят немногие.
Впрочем, тут я не права. По сообщениям СМИ, на родине автора роман «1Q84» был раскуплен в первый же день и моментально попал в разряд мега-бестселлеров.
Екатерина ДУБОВА