Пятница, 10 января 2025

Редакция

Слесарь в андеграунде

{thumbimage 150px 1}DJ Олег Лев о том, почему «в стране музыкантов полно, а заводы стоят, и работать некому»
В новгородской клубной культуре, казалось бы, все ясно как день: за новинками в музыкальных стилях наш город особо не гонится, он наводнён типовыми клубами со схожим интерьером и ритмами а-ля «Европа плюс». Тем не менее и у нас есть свои звезды и звездочки. Как же становятся профессиональными ди-джеями или арт-директорами, создающими масс-культуру?
Новгородский ди-джей Олег Лев, в миру Олег ЛУКИН, в свое время сменил заводской станок на звукозаписывающую аппаратуру. Причем он, не жалея о своем выборе, судит здраво о том, кто стране нужнее.
Первый трек
Свою карьеру ди-джея Олег начал десять лет назад. Его к новой профессии подтолкнули обстоятельства - ди-джей в клубе, в котором Олег подрабатывал охранником, запил и не вышел на работу. Олега попросили его заменить, благо Лукин знал, где лежат все диски. Постепенно охранник, что называется, вошел во вкус и... переквалифицировался в диск-жокея.
- Было это в 2001 году, - вспоминает Олег, - тогда в том клубе даже аппаратуры нормальной не имелось, обыкновенные проигрыватели. Да и особо не учили ди-джеингу в те годы. Не то что в Новгороде, но и в столицах. Так что я - самоучка, даже музыкального образования нет.
В целом все новгородские ди-джеи делятся на клубных и корпоративных, а также на музыкантов, которые не просто умеют сводить чужие треки, но и пишут собственные произведения. Последних, само собой, меньшинство, да и Олег себя к таковым не относит. А затем наш герой и вовсе переквалифицировался в арт-директора.
- Когда я работал на «Фрегате «Флагман», в мои обязанности входило все, что касается пиара этого заведения, - объясняет Олег Лев. - Для того чтобы заниматься дизайном афиш и меню, пришлось изучить специальные программы. Мною велась подготовка эксклюзивных номеров с артистами, ведь все они приходят в клуб со своей готовой программой, а людям хочется эксклюзива, того, что еще никто до них не видел. Под номера приходилось готовить новые треки, смешивать их, сводить, велась серьезная работа по освещению. Кроме всего прочего надо было рекламировать и ресторан, и клуб, и детские праздники, которые проводились на корабле, договариваться с рекламой на радио, со спонсорами. В общем, всего не перечислишь. За полтора года работы в этом заведении мною было подготовлено 144 вечеринки, и все разные. Конечно, иногда фантазия отказывалась работать, и тогда приходил на помощь Интернет.
Вот так нелегко создаются образы, дающие современному обществу ощущение принадлежности к яркой и беззаботной ночной жизни. Отдайся ритму трека и представь: в нашем городе все так же здорово и красиво, как в столице, только за меньшие деньги.
Бывший арт-директор «Фрегата «Флагман» рассказывает:
- Изначально «Флагман» действительно был рассчитан на другую публику, состоявшуюся и состоятельную. Но потом прикинули, что такие люди в городе, конечно, есть, но каждые выходные в наш ресторан они ходить не будут. К тому же привлечь их можно было только очень большими вложениями в культурную программу, а хотелось не вкладываться, а зарабатывать деньги. Поэтому пришлось перейти на публику среднего уровня, и сразу стало легче: и артисты к нам пошли попроще и подешевле, и народ повалил.
К слову, в нашем городе все клубы играют так называемую «коммерцию»: музыку, которую крутят по радио, она нравится публике, а значит, на ней зарабатывать деньги проще всего. Открывать в нашем городе клуб с другой музыкой, например, андеграундом, - убыточное занятие. В него просто никто не будет ходить. Поэтому ди-джеи играют в клубах «коммерцию», а для своего удовольствия порой устраивают на разных площадках города своеобразные междусобойчики, вечеринки с андеграундной музыкой. Попасть на них тому, кто не в этой тусовке, просто невозможно. Даже места, в которых проводятся такие вечеринки, держатся в тайне.
От станка
{thumbimage 150px 1}Это сейчас Олег - знаменитый новгородский ди-джей и промоутер, а было время, когда он работал по полученной в техникуме профессии слесаря-ремонтника. Правда, недолго, всего три месяца. Да и то не в родном городе, а в Калининграде.
- Когда я из техникума выпускался, мне сказали, что через год на мою специальность уже набирать никого не будут, - вспоминает несостоявшийся слесарь. - Станков больше таких не осталось, на которых меня учили работать. Они 1950-х годов выпуска, токарные, фрезерные, одним словом, механика, а сейчас на заводах эти же функции выполняет электроника. Другое дело, что в том же Калининграде, где я работал, подобные станки есть до сих пор, новенькие... Там же Германия рядом, вот немецкие станки и закупают. А в Новгороде мне назад в профессию пути нет.
Олег, конечно, по этому поводу не сильно печалится. Состоявшись в другой профессии, он готов порассуждать о том, что ждало бы его, останься он простым заводским рабочим.
- Вот у меня двое детей, их надо содержать, - прикидывает он. - Работая ди-джеем, я могу получать по тысяче рублей в час. Конечно, это не ежедневная работа, но тем не менее. А на заводе что? При высшем образовании еще можно было бы остаться там инженером, но у меня-то среднее специальное, зарплата - от силы 15 тысяч в месяц. Конечно, в первую очередь я сменил свою профессию, потому что полюбил другое дело. И я не жалею. Мне нравится то, чем я занимаюсь по жизни. Но и эта знаменитая цитата про обилие музыкантов и нехватку рабочих рук абсолютно верна по самым объективным причинам.
Учат в школе
За 10 лет своей ди-джейской деятельности Олег успел попробовать себя и в преподавании. Он работал в новгородской школе ди-джеев.
В целом приходят в такие школы две категории учеников: дети богатых родителей, которым просто интересно заниматься модным делом, или ди-джеи, которые уже играют в клубах, но хотят повысить свой уровень. Обучение проходит в несколько этапов. Первый занимает 1-1,5 месяца. За это время ди-джей может научиться играть свой материал. Второй этап - 2,5 месяца - тратится на обучение игре по чужому материалу. Ну и третья стадия учебы - раскрутка ди-джея, придумывание никнейма и легенды, запись новых миксов, поиск радио, которое согласится их ставить. То есть настоящая пиар-кампания.
- В последнее время к нам чаще всего приходили ди-джеи, которым надо было переучиться, - рассказывает Олег Лев. - Из новичков запомнился мой последний талантливый ученик. Мы ему придумали никнейм Марк Фулер, создали образ, и у него все очень хорошо получалось. Но прошло три месяца, и парень сдулся. Возможно, из-за юного возраста - ему всего 16 лет было. А может, ему просто надоело, тем более что он уже многое умел. Честно говоря, это не редкость в нашей практике.
Тем не менее подобные школы в нашей стране пользуются успехом и в отличие от техникумов всегда находят своих учеников. Это неудивительно: по сравнению с ночным клубом труд на заводе сложен, дешев и непрестижен.
Впрочем, слесарей, уходящих в андеграунд и клубную культуру, ждет успех только в том случае, если у них есть талант. Олег Лев свою состоятельность в этой сфере деятельности уже доказал.
Наша справка
Андеграунд - совокупность творческих направлений в современном искусстве, которая противопоставлена массовой культуре.
Микс - несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность.
Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото из личного архива Олега Лукина