Пятница, 03 мая 2024

«Лично вёл себя смело...»

Фото: из архива НГОМЗ

26 января 1944 года в бою за деревню Дубровка Батецкого района погиб полковник Дмитрий Сурвилло

Спустя несколько дней тело Дмитрия Ивановича было предано земле у стен Новгородского кремля.

Он не был кадровым военным, но боевой опыт перед началом Великой Отечественной войны имел. Первой его войной стала Гражданская — сражался на Южном фронте против белогвардейских формирований генералов Деникина и Врангеля. Его судьбу, карьеру — всё определил выбор, сделанный им ещё в юности, когда в 18 лет вступил в партию большевиков.

Мы новый мир построим

Он родился в 1898 году в городе Сестрорецке в семье выходцев из крестьянской среды. Несмотря на низкое социальное происхождение, получил весьма приличное по тем временам образование. Сперва окончил три класса церковно-приходской школы, затем двухклассное училище, после чего поступил в ремесленную школу при Сестрорецком оружейном заводе и по ее окончании устроился токарем в инструментальную мастерскую.

Завод мог бы стать для него школой жизни на долгие годы. Но не в такое время! В рабочую среду уже попали дрожжи революции. Как и многие его сверстники, Дмитрий Сурвилло увлекся социалистической идеологией и решил посвятить себя борьбе за переустройство общества. В марте 1917 года юноша пополнил ряды большевиков и в скором времени оказался в самой гуще революционных событий. В рядах Красной Гвардии он принимал активное участие в подготовке и проведении вооруженного переворота в Петрограде, затем был мобилизован и отправлен бить белогвардейцев. К токарному станку он больше не встанет.

В 1923 году Дмитрий Сурвилло был демобилизован и вернулся в Ленинград. По партийному направлению работал секретарем уездного комитета РСДРП(б), а затем помощником директора на Станкостроительном заводе имени Я.М. Свердлова. Благодаря этому приобрел богатый опыт руководящей и организационно-партийной работы. В 1932 году был направлен на учебу в Высшую школу партийных организаторов при ЦК ВКП(б), по окончании которой служил инспектором Отдела руководящих партийных органов Политуправления РККА и занимал должность секретаря Комитета Обороны при СНК СССР.

Воодушевлять и пресекать

С началом Великой Отечественной войны Дмитрий Сурвилло был назначен комиссаром Петроградской дивизии народного ополчения, личный состав которой комплектовался из добровольцев Петроградского и Приморского районов Ленинграда.

Дмитрий Иванович должен был заниматься партийно-политической работой по воспитанию личного состава в духе патриотизма и верности присяге, а при необходимости — пресекать любые проявления трусости и неорганизованности в войсках. И нередко ему приходилось использовать не только призывы, но и суровые меры. Тем не менее комиссар Сурвилло с первых дней своего пребывания в дивизии сумел расположить к себе командиров и политработников. С огромным тактом, по-товарищески он подсказывал им, как лучше строить работу с людьми. Человек волевой и убежденный, он каждым словом, всем своим видом вселял уверенность в моральном превосходстве над врагом.

В начале августа 1941 года Петроградская стрелковая дивизия народного ополчения, окончив ускоренный курс боевой подготовки, вышла на рубеж Петергоф — Красное Село — Стрельна и спустя несколько недель приняла боевое крещение на ближних подступах к Ленинграду. В тяжелых оборонительных боях, от исхода которых зависела судьба многомиллионного населения Ленинграда, Дмитрий Сурвилло постоянно находился в боевых порядках пехоты. Его можно было видеть на самых трудных участках.

Вот как впоследствии отзывался о нем полковник П.И. Рождественский, служивший летом 1941 года инструктором по пропаганде во 2-м стрелковом полку: «Не могу сказать, что работать под его руководством было легко. Обычно сосредоточенный, сдержанный, он бывал порой резок, а то и суров. Впрочем, для этого всегда имелись веские основания. Обстановка была чрезвычайная, война требовала от каждого советского человека максимального напряжения сил. И наш комиссар был непримирим к малейшей расхлябанности, «мирной» нерасторопности или беспечности. Но вряд ли кто мог пожаловаться, что несправедливо наказан или обойден похвалой комиссара, если она заслужена. Авторитет его был непререкаем. Большевик с марта 1917 года, участник Октябрьской революции и Гражданской войны, он многому научил нас, молодых политработников. Немногословный, спокойный, он как бы олицетворял для всех нас непоколебимую уверенность в конечной победе Красной Армии, несмотря на временные трудности и неудачи на фронте».  

Достоин награды

В конце октября 1941 года Петроградская стрелковая дивизия народного ополчения, переименованная к этому времени в 44-ю стрелковую дивизию, была переброшена под Тихвин, где противник большими силами перешел в наступление, сумел захватить ряд важных опорных пунктов советских войск и попытался полностью блокировать Ленинград. До середины ноября 1941 года части дивизии с переменным успехом сдерживали атаки противника на Тихвинском направлении, после чего перешли в контрнаступление и отбросили войска вермахта на исходные позиции. 

При этом своими грамотными и решительными действиями отличился комиссар Сурвилло. 9 ноября 1941 года он возглавил сводный отряд дивизии. В районе деревни Паголда отряд атаковал противника, значительно превосходящего в силе, смял и обратил немцев в бегство. За личный вклад в успех общего наступления советских войск на Тихвинском направлении комиссар Сурвилло в декабре 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.

9 октября 1942 года Президиум ВС СССР принял Указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». 120 тысяч политработников были переведены на командные должности. Дмитрий Сурвилло стал одним из них, получив в звании полковника назначение на должность заместителя командира 65-й стрелковой дивизии по строевой части. В этой должности он прослужил до начала Новгородско-Лужской наступательной операции, в ходе которой за отличие в боях при освобождении Новгорода был представлен к очередной правительственной награде. 

23 января 1944 года командир 65-й стрелковой дивизии подписал наградной лист, в котором подробно описал боевые заслуги отважного командира: «Во время вхождения дивизии в прорыв и развития успеха по окружению Новгородской группировки противника полковник Сурвилло с 15.01.44 г. был на самых ответственных участках,  где лично помогал командирам принимать в бою правильные решения. Неоднократно был в боевых порядках пехоты, лично сам вел себя смело и решительно, в духе современной маневренной тактики. Достоин награждения правительственной наградой орденом Отечественной войны II степени». Получить заслуженную награду Дмитрий Иванович не успел. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.  Вот уже 75 лет он покоится в новгородском кремле.